Смысл заглавия рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье»


Конспект урока по литературе в 8 классе.

Тема урока

Смысл заглавия рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье»

Цели урока











План урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Приветствие. Анализ дидактического материала, восстановление текстов (см.Приложение 1).

Работа в группах

Межгрупповой диалог.


Формулировка темы урока учащимися.





Рефлексивный момент.

(см. Приложение 2)






Целеполагание.













Выбор способа действий.

(см. Приложение 3)



3. Поисково-исследовательский этап. Анализ произведения в соответствии с поставленными целями.

Фронтальная работа






Пооперационный контроль

























Дискуссия


4. Практический этап. Работа в группах.








5. Рефлексивно-оценочный этап.







Домашнее задание





Приложения


Образовательные: создать условия для раскрытия учащимися идейно-композиционного значения заглавия в художественном произведении;

Развивающие: развивать монологическую устную и письменную речь учащихся, умение вести диалог, навыки поисково-исследовательской деятельности, навыки анализа художественного произведения.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся



Ход урока

Учитель: Добрый день, ребята! При подготовке к уроку вы, наверное обратили внимание на распечатки, лежащие на ваших партах. Теперь вы можете рассмотреть их повнимательнее. Подумайте, каково должно быть задание к этим материалам.

(Учащиеся знакомятся с материалами и формулируют задание: «Внимательно прочитать тексты, данные на карточках и восстановить пропущенную информацию»)

Учитель: Выполните это задание в группах и вынесите свое мнение на обсуждение в классе, аргументировав его.

(Учащиеся предлагают свои варианты, учитель направляет дискуссию)

Учитель: Понятие «заглавие» имеет отношение к теме нашего сегодняшнего урока по рассказу Мопассана «Ожерелье». Попытайтесь самостоятельно сформулировать ее.

(Учащиеся предлагают формулировки. Учитель предлагает свою. Ребятам предлагается записать формулировку, которая им наиболее близка).

Учитель: На доске вы видите шкалу, которая сегодня будет отражать ваши знания по теме. Начертите такую же, только в меньшем масштабе, в своих тетрадях и отметьте точку, в которой вы сейчас «находитесь». Насколько процентов вы смогли бы раскрыть тему, если бы вам прямо сейчас нужно было бы, например, написать сочинение? (Учащиеся оценивают свои возможности)

- А что же тогда мы будем считать за стопроцентный результат? Какие цели для себя поставим? Давайте попробуем сделать это в форме вопросительных предложений.

(Учащиеся предлагают свои варианты, учитель корректирует формулировки, которые затем ребята записывают в тетрадь)

Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы:

  • Как заглавие связано с содержанием рассказа?

  • Какую роль играет заглавие для раскрытия смысла произведения?

  • Что отражает заглавие: тему или основную мысль рассказа?

Учитель: В какой форме удобнее будет оформить результат нашей работы?

(Ответы учащихся: в виде схемы, таблицы, конспекта ит.д. Учитель предлагает наиболее предпочтительную форму схемы).

Учитель: Открывая любое художественно произведение, мы, прежде всего, читаем его заглавие. Так же было, когда мы начали изучение рассказа «Ожерелье». Какие ассоциации возникли у вас в первый момент в связи с этим словом?

(Учащиеся выстраивают ассоциативный ряд: блеск, роскошь, красота)

- Подтвердились ли ваши ожидания, когда вы рассказ прочитали? Связано ли заглавие с содержанием? Приведите примеры из текста, подтверждающие это.

(Учащиеся пересказывают и прочитывают эпизоды, в которых рассказывается о богатстве и роскоши: мечты госпожи Луазель, эпизод бала и др.)

Учитель: Таким образом, мы достигли одной из целей урока. Сформулируйте и запишите вывод в схеме.

(Ответы учащихся: заглавие ассоциативно связано с содержанием рассказа)

Учитель: Ребята, получившие индивидуальные задания на дом, помогут вам раскрыть еще одну грань смысла заглавия. Расскажите, что делали вы дома и к какому выводу пришли.

(Учащиеся получили на дом задание найти в тексте рассказа слова, относящиеся к той же тематической группе, что и слово «ожерелье». Они делают вывод о том, что в тексте очень много таких слов: драгоценности, камни, браслеты, жемчуга, сокровище и др.)

Учитель: Для чего автор вводит в текст эту группу слов и функцию какого художественного приема они выполняют?

(Учащиеся отвечают на вопрос, учитель корректирует формулировку)

Учитель: С помощью этих деталей автор дает характеристику главной героини рассказа. Мы глубже понимаем ее поступки, мотивы ее поведения. Что мы запишем в схему?

(Учащиеся дополняют записи в тетрадях)

Учитель: Все ли цели урока были достигнуты?

(Учащиеся выясняют, что остался без ответа еще один вопрос).

Учитель: Каково ваше мнение?

(В ходе дискуссии выясняется, что заглавие отражает основную мысль рассказа)

Учитель: Какова же основная мысль произведения? Обсудите вопрос в группах и сформулируйте идею произведения, запишите ее в тетрадях. Что может помочь вам? (Текст рассказа).

Учащиеся работают в группах, затем озвучивают формулировки идеи, оценивают ответы одноклассников.

Учитель: А мне хотелось бы подвести итог вашим размышлениям формулировкой самого автора: «Жизнь изменчива и капризна! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека!»

- И в завершение нашей работы давайте вернемся к шкале, по которой вы оценивали свой уровень знаний по теме. Отметьте точку, к которой вы подошли в конце урока. Достигли ли вы 100%? Если нет, то почему вам так кажется?

(Учащиеся отвечают, что смысл лаконичного заглавия рассказа так глубок, что, возможно, существуют и другие его грани)

Учитель: В качестве домашнего задания предлагаю вам попробовать найти альтернативные заглавия к этому рассказу, по аналогии выявить их смысл и сделать вывод о том, какое же заглавие лучше.


Приложение 1.

Раздаточные материалы

1. О всемогущее ! Ты часто пророк успеха! Ты для книги то же самое, что и убор для красавицы: чем пышнее, чем великолепнее, тем лучше, тем краше, тем интереснее становятся и книга и красавица.

(Из газеты «Северная пчела»)


2. Это понятие тесно связано с содержанием произведения. Часто оно прогнозирует это содержание, например, называет тему, главного героя, указывает время или место действия. А иногда - подсказывает идею произведения, содержит в себе обобщенный вывод в форме цитаты.

- сильная позиция любого текста.

Существуют -ассоциации, которые ставят перед читателем задачу, разрешить которую можно лишь после прочтения произведения. Слова, вынесенные в такое , часто обретают переносный смысл.

Слова могут быть метафорой ко всему произведению, превратиться в антитезу или аллегорию, сделаться символом. Часто в основе лежат другие тропы и риторические фигуры.

Им отводится важная роль в разных речевых ситуациях.

(Школьная риторика под ред. Т.А.Ладыженской)


3. … - словесное обозначение какого-нибудь произведения или его части.

(«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)


Приложение 2.

Рефлексивная шкала


00 0% 100%

/___________________________________/



Приложение 3.

Схема «Смысл заглавия рассказа «Ожерелье»


«Ожерелье» - ассоциативно связано с содержанием

- значимая деталь рассказа

- основная мысль рассказа













Полный текст материала Смысл заглавия рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мамонтова Елена Ивановна  elenachka
23.02.2010 5 23640 1262

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК