Смысл заглавия рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье»
Конспект урока по литературе в 8 классе.
Тема урока |
Смысл заглавия рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье» |
Цели урока
План урока 1. Ориентировочно-мотивационный этап. Приветствие. Анализ дидактического материала, восстановление текстов (см.Приложение 1). Работа в группах Межгрупповой диалог.
Формулировка темы урока учащимися.
Рефлексивный момент. (см. Приложение 2)
Целеполагание.
Выбор способа действий. (см. Приложение 3)
3. Поисково-исследовательский этап. Анализ произведения в соответствии с поставленными целями. Фронтальная работа
Пооперационный контроль
Дискуссия
4. Практический этап. Работа в группах.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Домашнее задание
Приложения
|
Образовательные: создать условия для раскрытия учащимися идейно-композиционного значения заглавия в художественном произведении; Развивающие: развивать монологическую устную и письменную речь учащихся, умение вести диалог, навыки поисково-исследовательской деятельности, навыки анализа художественного произведения. Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся
Ход урока Учитель: Добрый день, ребята! При подготовке к уроку вы, наверное обратили внимание на распечатки, лежащие на ваших партах. Теперь вы можете рассмотреть их повнимательнее. Подумайте, каково должно быть задание к этим материалам. (Учащиеся знакомятся с материалами и формулируют задание: «Внимательно прочитать тексты, данные на карточках и восстановить пропущенную информацию») Учитель: Выполните это задание в группах и вынесите свое мнение на обсуждение в классе, аргументировав его. (Учащиеся предлагают свои варианты, учитель направляет дискуссию) Учитель: Понятие «заглавие» имеет отношение к теме нашего сегодняшнего урока по рассказу Мопассана «Ожерелье». Попытайтесь самостоятельно сформулировать ее. (Учащиеся предлагают формулировки. Учитель предлагает свою. Ребятам предлагается записать формулировку, которая им наиболее близка). Учитель: На доске вы видите шкалу, которая сегодня будет отражать ваши знания по теме. Начертите такую же, только в меньшем масштабе, в своих тетрадях и отметьте точку, в которой вы сейчас «находитесь». Насколько процентов вы смогли бы раскрыть тему, если бы вам прямо сейчас нужно было бы, например, написать сочинение? (Учащиеся оценивают свои возможности) - А что же тогда мы будем считать за стопроцентный результат? Какие цели для себя поставим? Давайте попробуем сделать это в форме вопросительных предложений. (Учащиеся предлагают свои варианты, учитель корректирует формулировки, которые затем ребята записывают в тетрадь) Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы: Как заглавие связано с содержанием рассказа? Какую роль играет заглавие для раскрытия смысла произведения? Что отражает заглавие: тему или основную мысль рассказа? Учитель: В какой форме удобнее будет оформить результат нашей работы? (Ответы учащихся: в виде схемы, таблицы, конспекта ит.д. Учитель предлагает наиболее предпочтительную форму схемы). Учитель: Открывая любое художественно произведение, мы, прежде всего, читаем его заглавие. Так же было, когда мы начали изучение рассказа «Ожерелье». Какие ассоциации возникли у вас в первый момент в связи с этим словом? (Учащиеся выстраивают ассоциативный ряд: блеск, роскошь, красота) - Подтвердились ли ваши ожидания, когда вы рассказ прочитали? Связано ли заглавие с содержанием? Приведите примеры из текста, подтверждающие это. (Учащиеся пересказывают и прочитывают эпизоды, в которых рассказывается о богатстве и роскоши: мечты госпожи Луазель, эпизод бала и др.) Учитель: Таким образом, мы достигли одной из целей урока. Сформулируйте и запишите вывод в схеме. (Ответы учащихся: заглавие ассоциативно связано с содержанием рассказа) Учитель: Ребята, получившие индивидуальные задания на дом, помогут вам раскрыть еще одну грань смысла заглавия. Расскажите, что делали вы дома и к какому выводу пришли. (Учащиеся получили на дом задание найти в тексте рассказа слова, относящиеся к той же тематической группе, что и слово «ожерелье». Они делают вывод о том, что в тексте очень много таких слов: драгоценности, камни, браслеты, жемчуга, сокровище и др.) Учитель: Для чего автор вводит в текст эту группу слов и функцию какого художественного приема они выполняют? (Учащиеся отвечают на вопрос, учитель корректирует формулировку) Учитель: С помощью этих деталей автор дает характеристику главной героини рассказа. Мы глубже понимаем ее поступки, мотивы ее поведения. Что мы запишем в схему? (Учащиеся дополняют записи в тетрадях) Учитель: Все ли цели урока были достигнуты? (Учащиеся выясняют, что остался без ответа еще один вопрос). Учитель: Каково ваше мнение? (В ходе дискуссии выясняется, что заглавие отражает основную мысль рассказа) Учитель: Какова же основная мысль произведения? Обсудите вопрос в группах и сформулируйте идею произведения, запишите ее в тетрадях. Что может помочь вам? (Текст рассказа). Учащиеся работают в группах, затем озвучивают формулировки идеи, оценивают ответы одноклассников. Учитель: А мне хотелось бы подвести итог вашим размышлениям формулировкой самого автора: «Жизнь изменчива и капризна! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека!» - И в завершение нашей работы давайте вернемся к шкале, по которой вы оценивали свой уровень знаний по теме. Отметьте точку, к которой вы подошли в конце урока. Достигли ли вы 100%? Если нет, то почему вам так кажется? (Учащиеся отвечают, что смысл лаконичного заглавия рассказа так глубок, что, возможно, существуют и другие его грани) Учитель: В качестве домашнего задания предлагаю вам попробовать найти альтернативные заглавия к этому рассказу, по аналогии выявить их смысл и сделать вывод о том, какое же заглавие лучше.
Приложение 1. Раздаточные материалы 1. О всемогущее … ! Ты часто пророк успеха! Ты для книги то же самое, что и убор для красавицы: чем пышнее, чем великолепнее, тем лучше, тем краше, тем интереснее становятся и книга и красавица. (Из газеты «Северная пчела»)
2. Это понятие тесно связано с содержанием произведения. Часто оно прогнозирует это содержание, например, называет тему, главного героя, указывает время или место действия. А иногда - подсказывает идею произведения, содержит в себе обобщенный вывод в форме цитаты. … - сильная позиция любого текста. Существуют …-ассоциации, которые ставят перед читателем задачу, разрешить которую можно лишь после прочтения произведения. Слова, вынесенные в такое … , часто обретают переносный смысл. Слова … могут быть метафорой ко всему произведению, превратиться в антитезу или аллегорию, сделаться символом. Часто в основе … лежат другие тропы и риторические фигуры. Им отводится важная роль в разных речевых ситуациях. (Школьная риторика под ред. Т.А.Ладыженской)
3. … - словесное обозначение какого-нибудь произведения или его части. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)
Приложение 2. Рефлексивная шкала
00 0% 100% /___________________________________/
Приложение 3. Схема «Смысл заглавия рассказа «Ожерелье»
«Ожерелье» - ассоциативно связано с содержанием - значимая деталь рассказа - основная мысль рассказа
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мамонтова Елена Ивановна
→ elenachka 23.02.2010 5 23672 1262 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.