Презентация и конспект урока по литературе к теме "В.А. Жуковский "Светлана"; 5 класс
Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «В.А.Жуковский «Светлана». В.А.Жуковский мастер сказочной и исторической тематики. Почти все тридцать девять баллад поэта – переводы. Поэтому его справедливо называть гением перевода. Но переводные произведения Жуковского производили впечатление оригинального творения, потому что они имели свою творческую самостоятельность.
Цели урока:
Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое. В целом работа вызывает устойчивый интерес к теме и мотивирует учеников к самостоятельной познавательной деятельности.
Конспект урока состоит из пяти этапов, на каждом этапе отражена деятельность учителя и ученика.
Фрагмент
Ход урока
1.Организационный момент. (Слайд № 1)
Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы будем изучать балладу В.А.Жуковского «Светлана».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…» (Слайд № 2)
2.Проверка домашнего задания.
Цель: проверить знание и понимание баллады «Светлана»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
- Ребята, дома вы должны были прочитать балладу «Светлана», определить из скольких частей она состоит, и озаглавить каждую из них. (Выслушать всех учащихся выбрать оптимальный вариант записать ).
1. Составление схемы баллады. (Приложение №1)
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.
Слово учителя о великом русском писателе В.А.Жуковском.
Чтение теоретического материала. (стр.87)
- Кому принадлежат строчки из нашего эпиграфа? (Слайд № 2)
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…» (А.С.Пушкину)
- Баллада – это… (Слайд № 3)
- Чем отличается баллада от сказки?
- Где впервые появилась баллада?
Докажите, что «Светлана» В.Жуковского - это баллада.
- Что делали девушки в «крещенский вечерок»? (Слайд № 4)
( гадали)
- Кто главная героиня баллады? ( Светлана) (Слайд № 5)
1. Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану.
(молчаливая, грустная, милая, одинокая)
Найдите в тексте её описание.
(«Молчалива и грустна
Милая Светлана»;
«Вот красавица одна»
«Я с тобой, моя краса»)
3. Как автор относится к своей героине?
Найти слова в тексте.
(« Улыбнись, моя краса»
О! Не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…» прочитать отрывок до конца)
Работа над текстом произведения, используя таблицу, содержащую следующее: 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады. Комментированное чтение и заполнение таблицы. (Приложение №2) (Слайд № 6)
Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы
звук источник цвет источник
1. Светлана гадает.
2. Сон Светланы.
3. Поездка с незнакомцем.
4. Приезд в «Божий храм».
5. Дорога к избушке.
6. В избушке.
7. Пробуждение от сна.
8. Обращение автора.
4.Закрепление темы.
Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный материал.
1. Подчеркните слова символы: ( Слайд №7)
а) синей чертой, символизирующие смерть;
б) красной чертой, символизирующие жизнь.
Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.
2. Сколько раз в тексте мы встречаем слова? ( Слайд №8)
а) луна (--); (2)
б) ночь (--); (-) (полуночь, впотьмах)
в) степь (--); (1)
г) любовь (--). (1)
3. Найдите в тексте баллады рифмы к словам: ( Слайд №9)
Уголок_ («мирный уголок»)
Круг _ («туманный круг»)
Двор _ («широкий двор»)
Свет _ («свет – судья лукавый», «лунный свет, бледен и унылый»)
Голубок _ («белоснежный голубок», «голубочек белый»)
Храм _ ( «Божий храм»)
4. Вставьте пропущенные слова: ( Слайд №10)
1. Что же твой, Светлана, …,
…муки?
2. Снег на солнышке…
Пар … тонкий…
3. В тонкий … окна
Светит …денницы;
4. Здесь …- лживый сон;
Счастье - …
5. …весёлость, как была,
Дней её …
5.Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»: ( Слайд №11)
а) колокольчик –
б) Светлана –
в) мрак –
г) судьбина –
д) путь –
е) день –
ж) свет –
5.Задание на дом. ( Слайд №12)
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к произведению и дальнейшей работой над ней.
- Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:
1. Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем?
2. Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения?
Приложение №1
Схема баллады:
1. Светлана гадает.
2. Сон Светланы.
3. Поездка с незнакомцем.
4. Приезд в «Божий храм».
5. Дорога к избушке.
6. В избушке.
7. Пробуждение от сна.
8. Обращение автора.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исмаилова Наталья Усеиновна
→ комбусто 22.04.2014 0 20078 2606 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы