конспект урока русского языка +презентация по теме "Явление омонимии в русском языке" для 11 кл.
3. Учителю русского языка.
4. 11 класс.
5. Тема урока: «Явление омонимии в русском языке».
Цель: расширить представление учащихся об омонимах и омонимии.
Задачи:
1. Научить видеть явление омонимии при выполнении заданий ЕГЭ;
2. Формировать внимательность учащихся;
3. Развитие мышления учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Разминка: Прочитай предложения, верно расставив ударения (отработка навыков разграничения паронимов и омонимов, акцентологических норм).
II. Беседа:
Какой эффект создается в этих предложениях (неясности, многозначности, ко-мичности).
III. Работа над теорией. Обозначение цели урока: Мы должны проследить явление омонимии в русском языке и научиться решать задания, связанные с этим явление. Должны понять, почему важно различать омонимы?
Какие виды омонимов знаем?
Повторяем понятия:
• Омонимы полные.
• Омонимы частичные.
• Омографы.
• Омофо́ны.
• Омоморфе́мы.
• Омоформы.
IV. ОТРАБОТКА правил орфографии.
Какое слово нельзя написать иначе: вперемежку; тушь; соберу; серб; изморозь.
V. Мотивация. В каких заданиях ЕГЭ пригодиться знание омонимии?
А. 10 . Укажите верную морфологическую характеристику слова.
А 11.(определение значения слова);
А 18. (слитное, раздельное, дефисное написание омонимичных и производных частей речи).
А 30. (укажите предложения, в которых используются омонимы).
В 1. Укажите способ образования слова
В 2. (на умение выписывать слова определенной части речи).
В 8. (умение находить средства выразительности).
С. (умение избегать в своем сочинении двусмысленности).
VI. ОТРАБОТКА А 11.
Упражнение 1. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значе-ние: Внешний вид, облик.
1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам вы-брать образ правления (Л.Толстой) - Характер, склад, направление чего-либо.
2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев) - Икона.
3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человече-ском образе (Н.Гоголь).
4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский) - Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом.
Самостоятельное выполнение заданий.
VII. ОТРАБОТКА В.1
Чем формообразование отличается от словообразования?
Назовите формообразующие морфемы и словообразующие:
Один ученик у доски производит словообразовательный и морфемный разбор:
глубочайший; вышел; рассмотри; сгреб.
Это формообразование или словообразование? Вывод: данные слова при выполнении ЕГЭ не могут стать ответом на вопрос В1.
Самостоятельная работа, опираясь на задание на листочке. Потом устная проверка. Какие омонимичные морфемы вам встретились?
VIII. ОТРАБОТКА А.10, В. 2
Знание омонимов пригодиться при определении части речи.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова БОГАТЫ из предложения: ОНИ ЗНАЛИ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЛЕС, КУСТАРНИК ИЛИ ЛУГ, ЗНАЛИ, ЧЕМ БОГАТЫ ЛЕСА...
1) глагол в форме прошедшего времени
2) краткое прилагательное
3) причастие
4) полное прилагательное
В2. Из предложений 5 – 10 выпишите прилагательное в фор¬ме простой превосходной степени.
(5)Духовность не то, что культура поведения или образован¬ность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, об¬ладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не обра¬зованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители ис¬кусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собст¬венное стремление к высокому, и тогда книга или театр волну¬ют его, потому что отвечают его стремлениям.
Работа над частью С (устно). Назовите ключевые слова. Сформулируйте поставленную автором проблему. Укажите позицию автора.
Какие аргументы из курса русской литературы могли бы подтвердить позицию автора?
IX. Учимся разграничивать омонимичные краткие прилагательные, наречия, краткие причастия.
Знакомство с алгоритмом разграничения.
Самостоятельная работа по вариантам.
Устная проверка по цепочке.
Проговаривание алгоритма разграничения омонимичных кратких прилагательных, наречий, кратких причастий.
X. Итог урока:
Что мы называем омонимией?
С какими разделами лингвистики связано явление омонимии?
Какие трудности заложены в материал теста ЕГЭ?
Какие правила разграничения омонимов мы сегодня узнали?
Д/з:
1.На выбор: А) Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? Исследование на примерах из словарей.
Б) Явление синтаксической омонимии – прочитать и рассказать.
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NEODNOZNACHNOST.html
3. Пособие В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова № 356, стр 225.
Источники информации:
При подготовке урока использованы материалы сайтов:
1. Теоретический материал http://ru.wikipedia.org/wiki/Омоним
2. Теоретический материал и материал для примеров http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/92/1006969.htm
3. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NEODNOZNACHNOST.html
4. Б. Матвеев Материалы к уроку. Омонимы в упражнениях. http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200200608
5. Задания по типу ЕГЭ найдены на сайте МБОУ Лицей имени Г.Ф. Атякшева http://86lic-yugorsk.edusite.ru/p59aa1.html
6. Теоретический материал и материал для примеров: Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плотникова Ольга Викторовна
→ plot75 24.02.2010 9 14506 1920 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.