Урок русского языка в 6 классе "Правописание НЕ с причастиями"
Келехсаева Марина Сослановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №42
г. Владикавказа РСО-Алания
Урок русского языка в 6 классе "Правописание НЕ с причастиями"
Цели урока:
повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях;
определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием НЕ со словами других частей речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях, изучить теоретический материал по теме;
способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы ;
формировать умение работать с учебником, таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Г5, §17, упр.132. Учащиеся должны были списать упражнение, вставляя Н или НН, обозначить суффиксы прилагательных и причастий, объяснить условия выбора орфограмм.
III. Работа по теме урока.
Тема нашего сегодняшнего урока "Правописание НЕ с причастиями".
Вспомните правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и глаголами. Прочитайте примеры написания причастий с НЕ.
Неотправленное письмо.
Письмо не отправлено.
Не отправленное, а полученное письмо.
Не отправленное мной письмо.
Негодующая толпа.
Недооцененный современниками поэт.
Что общего вы заметили?
Какие правила слитного и раздельного написания с НЕ объединяют причастия с другими частями речи, а какие характерны только для причастий?
НЕ пишется слитно, если:
причастие без НЕ не употребляется ;
причастие образовано от глагола с приставкой недо-;
в предложении причастие не имеет зависимых слов.
НЕ пишется раздельно, если:
причастия в предложении имеют зависимые слова, т.е. образуют причастный оборот;
в предложении есть противопоставление с союзом а;
с краткими причастиями.
Выводы записываем в виде таблицы.
НЕ пишется |
|
Слитно |
Раздельно |
Причастие без НЕ не употребляется |
Краткое причастие |
Причастие не имеет зависимых слов |
Есть противопоставление с союзом а |
Есть зависимые слова |
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа у доски. Упр. 136 (частично). Записываем предложения, раскрывая скобки. Объясняем слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Рассказы не_напечатаны. (разд., кратк. прич.)
Еще не_напечатанные рассказы.(разд., есть завис. сл.)
Не_напечатанный, а сделанный от руки рисунок. (есть противопост.)
Незаконченная, но интересная повесть.( слитно, нет зав. сл., нет против. с союзом а)
Недоеденная щенком каша. (слитно, прист. недо-)
Ненавидящий взгляд.(слитно, без НЕ не употребл.)
2.Упр. 138.
а) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
б) Расставьте недостающие знаки препинания.
Работа по доставке камней к месту стройки в...лась в дли...ых подземных гал...ереях, потолок которых поддерживался столбами (не)выбранного мрам...ра.
Во дворе м...стерской нах...дилось несколько мрам...орных плит с (не)законченными рельефами.
Голова статуи еще (не)прикр...пленная к туловищу ст...яла на подставке.
(Не)умолкающий ни на минуту шум моря (не)давал мне возможности сомкнуть глаз.
3. Упр. 139. В данном тексте пропущены прилагательные и причастия. Какие слова вы вставили бы вместо пропусков? Запишите свой вариант текста с причастиями и прилагательными. Можете продолжить описание грозы.
(...)впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером.(...)заря, еще не закрытая (...) тучей, озаряла (...) светом нашу спальню. Сквозь (...) окна была постоянно видна молния.(...)ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (...) страха.
V. Аудирование. (Диск прилагается к учебнику)
Послушайте отрывок из повести С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука". Сравните написанный вами текст с авторским. Чей текст интереснее? Почему?
VI. Домашнее задание.
Г5, §17, упр.140. (Подготовительная работа проводится в классе)
Прочитайте отрывки из текста. Попробуйте догадаться, о чем идет речь в пропущенной части.
Объясните слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Прослушайте текст полностью и проверьте свои предположения.
Прежде чем приступить к работе, прочитайте еще раз И11 в "Приложении" и вспомните алгоритм работы над свободным изложением. (Брошюра "Приложение" входит в состав УМК)
Напишите свободное изложение текста.
Использованные материалы:
Учебник "Русский язык" для 6 класса под редакцией А. Д. Шмелева, часть II.
Аудиоприложение к учебнику (диск).
Брошюра "Приложение" (входит в состав УМК).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Келехсаева Марина Сослановна
→ Марина8023 16.06.2014 4 5485 677 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.