Слайд 1
Жизнь – бесценный
дар.
Текст – объект для исследования и мышления.
М. Бахтин.
Жизнь бесценна, не разрушай её.
Мать Тереза.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 34 с. Сбега, Забайкальского края
Ушанфа Ольга Тимофеевна
Предлагаю разработку занятия факультатива «Сочинение – рассуждение» (подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе).
Автор разработки: Ушанфа Ольга Тимофеевна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МОУ СОШ № 34, с. Сбега, Забайкальский край, Могочинский район.
ПРИМЕЧАНИЕ. В разработке использованы фрагменты классного часа в 9-11 классе на тему «Жизнь – бесценный дар», учитель Черкасова Наталья Викторовна.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема урока: Жизнь – бесценный дар.
Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей
Задачи: - подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
- формировать навыки строить текст с учётом требований к заданию части С ЕГЭ по русскому языку;
- обобщить и закрепить знания о стилях и типах речи; совершенствовать навыки построения
монологического высказывания;
- пробудить у старшеклассников любовь к жизни, осознанность её ценности; формировать умение отстаивать свою жизненную позицию.
Метод: аналитическая беседа.
Предварительное задание: подобрать и записать афоризмы (пословицы) о жизни, дружбе, любви.
Текст – объект для исследования и мышления.
М. Бахтин.
Жизнь драгоценна, не разрушай её.
Мать Тереза.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
- Друзья! Сейчас вы услышите стихотворение на английском языке. Послушайте, пожалуйста, внимательно.
1) Чтение стихотворения матери Терезы «Life» («Жизнь»).
2) – О чём это стихотворение? (о жизни).
Жизнь… Как много прекрасного, удивительного, замечательного вложено в это слово. Жизнь… Как много сложного, а порой и трагичного вложено в это слово. Жизнь…
Говорить мы сегодня, друзья, будем о жизни. М.М. Бахтин, русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства, сказал: «Жизнь по природе своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться… в этом человек участвует весь, и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками».
(СЛАЙД № 2)
- Выразите суть высказывания в нескольких словах. (Жизнь – диалог)
- Вы любите жизнь? За что?
О любви к жизни рассказывают, пишут стихи, поют песни. Послушайте песню Марка Бернеса
«Я люблю
тебя, жизнь». (первый
куплет и припев) (СЛАЙД
№ 3).
III.
Кластер.
- Я попрошу вас, ребята, и Вас, уважаемые гости, отразить в кластере, что для вас значит жизнь.
(составление кластера «Жизнь…» на доске)
- Спасибо всем большое.
IV. Перевод стихотворения на русский язык. (Приложение 1)
- Это стихотворение матери Терезы, оно называется «Жизнь». Послушайте (читает подготовленный ученик).
Life. |
Жизнь. |
Life
is a challenge, meet it. |
Жизнь –
это вызов, прими его. |
V. Биографическая справка о матери Терезе, авторе стихотворения. (СЛАЙД № 4)
Мать Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агнес Гонджа Бояджиу)
(26 августа1910 - 5 сентября 1997) — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным.
Лауреат Нобелевской премии мира (1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных.
Конгрегация – организация, объединение.
Блаженная – то же, что святой (проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный)
VI. Определение темы урока, задач.
- На ваших столах лежат листочки А4, переверните их. Это карта урока. По ходу урока мы будем заполнять их.
- Что нам нужно определить? (тему урока)
- Выберите, пожалуйста, из стихотворения наиболее ёмкие, содержательные строки, на ваш взгляд, которыми можно определить тему урока. (Жизнь бесценна, береги её. Жизнь драгоценна, не разрушай её.)
Итак, запишем тему урока «Жизнь – это бесценный дар».
В качестве эпиграфа я предлагаю два высказывания: «Текст – объект для исследования и мышления», «Жизнь драгоценна, не разрушай её».
- Почему? (мы готовимся к ЕГЭ, объектом для сочинения является текст, по которому вам предстоит написать сочинение-рассуждение: понять текст, определить проблему, выявить позицию автора, привести не менее двух аргументов и т.д.)(второй эпиграф поможет понять идейное содержание произведения)
VII. Словарная работа. (СЛАЙД № 5)
- Предлагаю вашему вниманию определения слова «жизнь» в толковых словарях
1) С.И. Ожегов: ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.
3. Реальная действительность. 4. Оживление, проявление деятельности, энергии.
2) Д.И. Ушаков: ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1.Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений.
- Какое определение вам ближе? Почему толкования разные? (у каждого человека своё понимание жизни, свои взгляды на жизнь, свои интересы, правила, своё отношение)
VIII. Афоризмы.
- Я напомню, что среди критериев оценки сочинения есть критерий К6, оценивающий точность, выразительность, богатство языка. Поэтому не забывайте начать своё сочинение оригинально.
Можно начать с афоризма, пословицы, цитат из литературных произведений.
- Что о жизни сказали опытные, знаменитые люди. Какие выражения вы приготовили к уроку (д/з). Понравившиеся высказывания отмечайте, после урока можно записать.
- Я тоже приготовила изречения:
1) «А в жизни самое главное, наверное, жизнь сама». (Эдуард Межелайтис, литовский поэт)
2) «…пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.» (Лев Николаевич Толстой)
3) «Истинное назначение человека – жить, а не существовать.» (Джек Лондон) (СЛАЙД № 6)
IХ. Осмысление текста стихотворения.
- А теперь предлагаю вдуматься в смысл стихотворения матери Терезы. Размышляем, рассуждаем над строками стихотворения.
Жизнь – это
вызов, прими
его.(требование, приглашение, желание
вступить в борьбу, спор)
Жизнь
– это долг,
исполни его.( служба в
армии-долг перед Отчизной; долг перед
родителями-забота)
Жизнь
– это игра, сыграй в нее. (игра
должна быть честной)
Жизнь
бесценна, береги ее.
Жизнь
– это богатство,
храни его.(друзья, родные,
мир-нельзя пренебрегать, отворачиваться)
Жизнь
– это таинство,
познай его.(обряд
приобщения верующего к божественной
благодати)
Жизнь –
это обещание,
исполни его. (обещал-выполни,
не давай пустых обещаний)
Жизнь
– это скорбь, преодолей ее.
Жизнь
– это песня, спой ее. (быть
оптимистом! Проблемы пришли и ушли, а
жизнь продолжается)
Жизнь
– это борьба, прими ее. (борьба с
трудностями – будьте решительными,
уверенными)
Жизнь
– это трагедия,
перебори ее.(потеря родных, близких;
надо жить ради живых)
Жизнь
– это возможность,
не упусти ее.(не упусти средство для
осуществления чего-нибудь)
Жизнь
– это красота,
восхищайся ею. (любуйся,
наслаждайся и преумножай)
Жизнь
– это блаженство,
вкуси его.(вкуси счастье, наслаждение)
Жизнь
– это мечта,
реализуй ее. (осуществи
мечту, воплоти в жизнь)
Жизнь
– это вызов, прими его.
Жизнь
– это приключение,
испытай его.(неожиданный случай,
позволивший проверить свои силы,
возможности)
Жизнь
– это удача,
поймай ее. (успех,
желательный исход дела)
Жизнь
драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь
– это борьба, борись за нее.
- Жизнь – величайшая
ценность. Правильно прожитая жизнь –
это большое искусство, а искусству нужно
учиться, т.к. люди учатся правильно жить.
Жизнь прекрасна, когда она гармонична,
когда мы достигли равновесия в чувствах,
мыслях и поступках.
Х. Проблемы текста.
- Какие могут стоять проблемы в тексте, связанные с жизненными ценностями? Запишите.
(проблема смысла жизни, истинного назначения человека, выбора жизненного пути)
ХI. Жизненная цель.
- Ребята, чтобы прожить жизнь плодотворно, интересно, красиво, определить своё назначение, правильно выбрать жизненный путь, как следует жить? Чем измеряется жизнь человека?
(поставить жизненную цель, осуществляя её)
- Что значит жизненная цель? (стремление, желание)
- Ребята, сейчас вы стоите на пороге самостоятельной жизни. Перед собой вы поставили цель, может быть, главную в своей жизни. Какая она у вас? Не обязательно её озвучивать. Запишите её на листочках, сбросьте в сосуд, оставьте Ирине Николаевне, своему классному руководителю, на хранение. На первой встрече выпускников прочитаете и увидите, всё ли у вас получилось, что ещё нужно сделать для достижения своей цели.
ХII. Аргументы. (Приложение1)
- Что высоким баллом оценивается в сочинении? (аргументы – 3 балла).
- Нужно привести не менее двух аргументов, опираясь на читательский или жизненный опыт.
1) Жизненный опыт: реальные факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и опыт; опыт из истории.
- Паралимпийцы. Их достижения в спорте можно считать подвигом. Их силой духа, самоотверженностью, любовью к жизни стоит восхищаться! «Невозможное возможно», - как в песне Дмитрия Билана.
2) Читательский опыт: примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы
- Всегда ли положительный жизненный результат может послужить примером?
Положительные аргументы |
Отрицательные аргументы |
1. «Война и мир». Л.Н. Толстой. Андрей Болконский, Пьер Безухов – стремление к нравственному самосовершенствованию Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям»
2. «Юшка» А.П. Платонов. Проблема истинного назначения – любви к людям, отзывчивости, бескорыстия. Герой рассказа обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Помогает (материально) незнакомой девушке получить образование.
3. «Парадокс» В.Г. Короленко. «Человек создан для счастья, как птица для полёта»,- говорит герой рассказа , калека от рождения. Он нашёл смысл жизни, своё предназначение. |
1. «Обломов» И.А. Гончаров. Обломов, хороший, добрый, талантливый Илья Ильич Обломов, не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведет к нравственной смерти.
2. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Несчастье Печорина, главного героя романа, по его собственному признанию, непонимание смысла жизни. Он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применение.
3. «Ионыч» А.П. Чехов. Писатель мастерски показывает проблему духовной деградации человека. Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. |
ХIII. Рефлексия.
- Подведём итоги.
- Чем полезен был урок?
- Повлиял ли он на выбор ценностей?
- Пожелания. Напишите пожелание друг другу. Обмениваемся.
( звучит песня «Так хочется жить» группы «Рождество» + СЛАЙД № 7)
ХIV. Домашнее задание. 1) написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва.
ХV. Заключительное слово.
Ребята! Я желаю вам принять вызов от жизни, выполнить свой жизненный долг, познать таинства жизни, дать обещание и выполнить его, вкусить блаженства, быть участниками интересных приключений, поймать удачу, исполнить все свои мечты.
Стать богатыми душевной красотой, большим счастьем, крепким здоровьем! Удачи всем!
Спасибо за урок!
Приложение 1
КАРТА УРОКА
Тема. _______________________________________________________________________________
Текст – объект для исследования
и мышления.
М. Бахтин.
Жизнь драгоценна, не разрушай её.
Мать Тереза.
Life. |
Жизнь. |
Life
is a challenge, meet it. |
Жизнь –
это вызов, прими его. |
Афоризмы._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблемы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы. ____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст для домашнего сочинения
(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.
(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, то он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
(4)Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.
(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка - неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности -огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина - опять огорчение.
(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах. (16)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
(17)Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (18)Отнюдь нет!
(19)Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.
(20)Поэтому речь идёт лишь о главной жизненной задаче. (21)А её не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (22)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (23)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (24)И машину хорошо приобрести. (25)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.
(По Д.С. Лихачёву*)
*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) - русский литературовед, филолог, общественно-политический деятель, историк культуры, автор фундаментальных трудов, посвященных главным образом истории древнерусской литературы.
Автор: Ушанфа Ольга Тимофеевна
→ россиянка0033 29.10.2014 1 8233 730 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.