Конспект урока по русскому языку "Путешествие в княжество Имени Существительного"; 5 класс
Янгирова Розалия Римовна
Тема: Путешествие в княжество Имени Существительного
Цель:
1. Развивать воображение, интеллектуальные способности.
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
3. Повторить раздел «Морфология».
Тип урока: урок повторения изученнного
Оборудование: раздаточный материал
Литература: «Русский язык: учебник для 5 класса Т.А. Ладыжинская, М. Т.Баранов, Л. Т. Григорян. М.:2012.
Оформление доски:
-
Дата
Тема
ХОД УРОКА
Дидактический момент |
МО |
Содержание учебного материала |
|
Дидактическая задача |
ФО |
1.Орг. момент
Конкурсы
Итог
|
Слово учителя.
«Одуш. И неодуш»
«Как можно больше»
«Минутка склонения»
«Подбери синоним»
«Подбери антоним»
Блиц-опрос
Кроссворд
|
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в княжество Морфология. С давних пор в княжестве Морфология живут Части речи. Одни из них очень знаменательные: это Существительное, Прилагательное, Глагол, Наречие, Числительное и Местоимение. Особенно все любили Существительное, потому что оно было добродушным и дружило со всеми. Но больше всего с прилагательным и глаголом. Прилагательное всегда уступало Существительному, помогало ему. Если Существительное скажет «Снег», то прилагательное тут же добавит: «Белый, лёгкий, пушистый». Существительное посмотрит вокруг, улыбнётся и скажет: «Красота…Солнышко…Травка…Цветы…». Прилагательное тут как тут: «Необыкновенная, чарующая. Яркое, теплое, ласковое. Зелёная, шелковистая. Лазоревые, алые». К их беседе любил присоединиться Глагол. Слушает, слушает, а потом и сам вставит слово: «Полюбуйтесь, падает, кружится, пробивается, зеленеет, растут, расцвели…» А чтобы попасть к нему в гости, давайте сначала вспомним, что такое Имя Существительное. Сразу предупрежу, кто наберёт сегодня наибольшее количество жетонов, будет считаться почётным гостем Имени Существительного и удостоиться отметки. - Что такое имя существительное? След. задание: вы должны распределить слова на одушевлённые и неодушевлённые.
«Как можно больше». Из слова ГРАМОТЕИ вы должны составить как можно больше новых слов: это должны быть им. сущ., нариц., в ед. числе, им. п. Теперь немного отдохнём. Но для начала вспомните, сколько падежей в русском языке. Назовите их. Верно, ребята. А знаете ли вы, что школьники Эстонии, изучая родной язык должны запомнить 14 падежей, а в Финляндии – 15, а вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа! Оспаривать звание чемпиона по количеству падежей могут только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей! Послушаем стихотворение «Ленительный падеж» А вот у китайцев существительное совсем не склоняется, и никаких падежей в китайской грамматике нет. Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. Поделимся на три варианта. Первый вариант должен просклонять слово – время, второй – яблоко, третий – заяц. «распредели верно»: Вам нужно распределить слова на собственные и нарицательные.
«Подбери синоним» Недруг, смелость, товарищ, путь, воин, дело, пёс.
«Подбери антоним» Труд, ложь, друг, чистота, начало, свет, злость, храбрец, здоровье. Сейчас проведём небольшой блиц-опрос. Перед вами ромашка. На каждом лепестке спрятан номер вопроса. Желающий выходит к доске и отвечает на вопрос. Имеют ли единственное число существительные оладьи, пельмени, гренки? (нет) Как правильно сказать тОрты или тортЫ? Можно ли писать с большой буквы существительные сережка, орел, стрелка?(можно, если это имя, город и кличка собаки) Подберите омонимы к словосочетанию ключ от дома. (лесной дом, скрипичный ключ) В каком слове буква «я» находится 7 раз? (семья) Что мы слышим в начале «урока»? (букву «у»)
Сейчас разгадаем кроссворд. Каждое угаданное слово будет оцениваться жетоном. Над головой блистает монетка золотая. Разноцветное коромысло над рекой повисло. (радуга) Зверек, выбросит свой хвост, а хвост снова оживет.(ящерица) Ногу просторами степей блещут шапки гвоздей. (звезда) Ночь ее рождает, а день придет, она погибает. (роса) Дышу на весь белый свет, а огня нет. (туман) Без ног, а ходит, без рук, а ворота открывает. (ветер) Белым – бела тетушка. «Сильна я!» - кричит хвастушка. (зима) Зеленый ковер расстилается и тем больше узоров на нем появляется. (трава) Вьется, извивается, никто не знает, где кончается. (река) Над избой – рог золотой. (луна) Весной зеленеют, осенью желтеют. (листья) Сахар, да не сладок, не молоко, да бел. (снег) Сверкнет, блеснет, за семь верст уйдет. (молния) Камень не драгоценный, а сверкает. (лёд)
Молодцы! Посчитаем жетоны и определим почётного гостя Имени Существительного. |
Корова, стол, письмо, спутник (человек, который совершает путь с кем-либо), кошка, телефон, тетрадь, собака, комар, спутник (космический аппарат), тетрадь, солнце, мир, охотник, ученик, свеча, колибри, павлин, улыбка
Ключевое слово - существительное |
Организовать класс.
Раскрыть существенные признаки изучаемых явлений
Вызвать интерес
Обеспе чить понимание материала
|
Фронт.
Индив.
.
Индив.
Фронт
.
Фронт
. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Янгирова Розалия Римовна
→ Rosaliya0158 10.11.2014 2 2842 504 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.