Конспект урока по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман"; 11 класс


Общие цели: На примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.

Результат обучения: В ходе урока учащиеся будут знать о сюжетно-композиционном своеобразии и идейно-художественной проблематике романа, использование автором формы семейной хроники (распад, гибель семьи). Покажут навыки работы в малых группах при создании характеристики образа Иудушки как носителя определенной идеологии и морали, закрепят умения работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы, создавать постеры по теме.

Ключевые идеи: Благодаря применению кумулятивной беседы, обсуждению в коллаборативной обстановке, учащиеся будут знать:

  • историю создания романа «Господа Головлевы»,
  • прототипы главных героев романа,
  • характеристику образов-персонажей,
  • причину «гибели» семьи,
  • сущность и роль иронии Салтыкова-Щедрина в изображении сюжетной канвы романа «Господа Головлевы»;

будут уметь:

  • работать в группах,
  • вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;
  • объяснять роль главного образа – Иудушки в полной деградации и гибели семьи Головлевых,
  • составлять характеристику героев,
  • сравнивать образы-персонажи, объяснять связь между происходящими событиями и Иудушкой,
  • делать выводы через составление постера.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний.
1. Введение в тему урока (тему записывают в тетрадь). СЛОВО УЧИТЕЛЯ: На предыдущих уроках мы уже сделали вывод, что М.Е.Салтыков-Щедрин является достойным преемником Гоголя, а в мировой литературе его имя стоит рядом с “великими насмешниками” Аристофаном, Ювеналом, Рабле, Свифтом, Мольером и другими. Прочитав роман, трудно с первого взгляда разглядеть в трагической судьбе героев сатирическое. Но мы попытаемся это сделать, а также попробуем выяснить, почему прошло столько лет, за это время дважды изменился социальный строй, ушло в прошлое крепостное право, а Иудушка, Стёпка - балбес, Пашка - тихоня оказались так живучи.

Целевые установки.Кумулятивная беседа с использованием учебника-хрестоматии.
1. Постановка проблемных вопросов к теме урока:
- В чём гениальность этого романа?
- Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?
(В истории создания романа мы говорили о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание).
- Какие события, наносящие удар власти матери, изображены в романе?
(отмена крепостного права; смерть мужа; упрочившееся положение Иудушки, его разорительные планы; МАТЬ ПРОКЛИНАЕТ ИУДУШКУ )
- Кого изобразил автор в образах-персонажах романа? (своих родных, семью). Ученики подробно описывают прототипов каждого героя:
Отец Владимир Михайлович– бесхарактерный, приниженный. Образ отца семейства Головлевых.
Мать Ольга Михайловна Салтыкова – образ Арины Петровны. Сильная. Властная натура, которая в муже и детях видит лишь обузу. Внуки – «щенки».

Брат Николай Евграфович – образ Степки-балбеса – изгой в семье, неудачник. Образ жизни: праздность, непригодность ни к чему, запои. Мать подавляла его личность угрозами, побоями. Он безвольный, податливый, нетрудоспособный. Именно он дает Порфирию Владимировичу прозвище «Иудушка-кровопивушка». Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере возвращения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который “…жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании”.

Старший брат Дмитрий Евграфович – образ Иудушки – лицемер, пакостник, тиран, кровопивушка.
Младший сын Павел угрюмый и нелюдимый, апатичный, равнодушный, уходит в запои. НЕНАВИДИТ ИУДУШКУ, мстит ему. Умер от смертельной болезни. Автор называет Пашку - тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва.

- Назовите ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ семьи Головлевых.
«Головлят» представляют:
- Володенька (покончил жизнь самоубийством) и Петенька (проиграл казенные деньги. Не получил от отца помощи, умер по дороге на каторгу) – дети Порфирия Владимировича.
Аннинька (вынуждена вернуться в семью) и Любинька (самоуюийство) – дети дочери Анны – племянницы Иудушки. Провинциальные актрисы, кутежи, пьянство.

- Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу?
Работа в группах с использованием учебной литературы (учебник, художественный текст).
Составление учебного конспекта.

Создание постера.
1. В группах (на отдельных листочках) составляют схему «Причины гибели семьи Головлевых»:

Затем учащиеся дают характеристику каждой причине, которая ведет к духовному распаду семьи.
ВЫВОД: Какой механизм запущен в этой семье? (В этой семье запущен механизм разрушения, разъединения семьи; нравственная и физическая гибель).
- Ярким представителем лицемерия, стяжательства и накопительства является главный герой Иудушка.


Полный текст материала Конспект урока по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «Господа Головлевы» как социально-психологический роман"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бутримова Наталья Александровна  goldcherru
18.11.2014 1 14099 1007

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК