Конспект урока по литературе "Султанмахмут Торайгыров. Стихотворение «Я стану человеком»"; 4 класс
Цель: способствовать формированию умений анализировать художественный текст поэтического жанра.
Задачи:
- обучающие: систематизировать отработку умений и навыков по организации деятельности учащихся по схеме: пара-группа-индивидуальная работа;
- развивающие: способствовать развитию умений анализировать, аргументировать, излагать свои мысли и выражать чувства через развитие устной и письменной речи, критическое мышление учащихся, обогащение кругозора;
- воспитательные: прививать интерес к творчеству С. Торайгырова; на материале стихотворения поэта учить видеть ценностные установки художественных произведений (моральные ориентиры, отношение к знаниям, к Родине, к себе).
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма организации: урок изучения биографии и творчества поэта.
Оборудование: использование слайдовой презентации с помощью ресурсов мультимедийного кабинета; учебник по литературе для 4 класса; музыкальное сопровождение, видеофизминутка, раздаточный материал с печатного листа.
ХОД УРОКА
I.Оргмомент. (на перемене звучит песня «Дорогою добра» муз.М. Минкова, сл. Ю.Энтина)
Проверка готовности к уроку. (Слайдовая презентация по ходу урока).
Постановка учебной задачи урока.
1. Слово учителя (чтение стихотворения с целью психологического настроя учащихся на успех в работе):
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, день!
Всем работать нам не лень!
Мы приветствуем гостей!
Наш урок, начнись скорей!
Сегодня у нас необычный урок, урок-знакомство с творчеством знаменитого казахского поэта Султамахмута Торайгырова, в творчестве которого звучат гимн солнцу, гимн знаниям. Сегодня на материале его стихотворения «Я стану человеком» мы постараемся понять, как глубоко этот человек любил свою родину, стремился к знаниям, откуда в этом человеке ростки такой высокой нравственности, чести, достоинства и добра, которые он сумел вложить в свои произведения. (см. слайд 1).
II. Актуализация прежних знаний. (Проводит учитель начальных классов)
1. Артикуляционная минутка. (Проговаривание целевых установок в виде скороговорок).
- Начинаем наш урок традиционно с артикуляционной минутки. Наша задача – проговорить эти скороговорки, соблюдая правильную интонацию и делая акцент на важных целевых установках (см. слайд 2).
• Мы будем разговаривать и дружно выговаривать,
• Смелей анализировать и дружно апробировать!
2. Вывод: сигнальная карточка (см. слайд 3). Сегодня на уроке мы
1.ЧИТАЕМ!
2. ГОВОРИМ!
3. РАЗМЫШЛЯЕМ!
4. СЛУШАЕМ!
3. Поверка домашнего задания.
1) Литературное лото (слайд 7) (см. Приложение). (Работа в парах с использованием материала с печатного листа – отрывки их художественных произведений).
- Сейчас вам предстоит вспомнить, из каких художественных произведений выбраны предложенные отрывки. Необходимо указать название произведения и его автора, выделить ключевые предложения для зачитывания вслух. (Обсуждение литературных текстов в парах).
ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ ПО КЛЮЧУ-ИНФОРМАТОРУ НА СЛАЙДАХ 5-7.
(Акцентировать внимание на чтении вслух по 2-3 предложения из каждого отрывка + внимание на слайды. См. Приложение 1).
5 слайд. КАРТОЧКА 1. Х.К.Андерсен. Сказка «Русалочка».
6 слайд. КАРТОЧКА 2. Гавриил Николаевич Троепольский. Рассказ «Белый Бим, черное ухо».
7 слайд. КАРТОЧКА 3. Ыбрай Алтынсарин. Притча «Бережливость и скупость».
ВЫВОД: Какая тема объединяет эти произведения? (Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы делать людям добро, нести светлое, доброе, вечное, помогать тем, кому нужна наша помощь, учиться быть ЧЕЛОВЕКОМ) (Слайд 8).
2) Проверка составленного дома синквейна. Ключевое слово БАЙ (по сюжету притчи Ы.Алтынсарина «Щедрый человек») (слайд 9)
- Чтение составленных пятистиший 2-3 учащимися.
- Слово учителя: Я тоже поработала над этим заданием, и у меня получился синквейн следующего содержания: (слайд 10)
1.БАЙ
2.Бережливый,добрый
3.Приглашает,помогает
4.Путники удивились поступку бая.
5. МЕЦЕНАТ
3) Беседа по вопросам к составленным синквейнам.
- Как вы понимаете значение слова «МЕЦЕНАТ»? (это состоятельный человек, способствующий на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающий им материальную помощь из личных средств).
- Ребята, как, по-вашему, люди могут стать богатыми меценатами?
- Каким должен быть человек нашего времени? К чему он должен стремится? Что нужно сделать для того, чтобы ЧЕЛОВЕК рос и развивался как ЛИЧНОСТЬ?
- На сегодняшний день эта тема, раскрытая в притче Ы.Алтынсарина «Щедрый человек», очень актуальна, и разобраться в ней нам поможет знакомство с творчеством еще одного КАЗАХСКОГО ПОЭТА СУЛТАНМАХМУТА ТОРАЙГЫРОВА. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Я стану человеком» (слайд 11). На основе идейного содержания данного стихотворения мы попробуем разработать рекомендации для учеников нашей школы «Как стать ЧЕЛОВЕКОМ».
III. Получение новых знаний, умений и навыков.
1. Восприятие и первичное знакомство с биографией С.Торайгырова по опережающему заданию (под музыкальное сопровождение - классическая композиция).
- Ребята, Сергей Пасечник работал дома по опережающему заданию и подготовил информацию о творческом пути С.Торайгырова. (Выступление ученика. Работает с интерактивной доской).
(слайды 11-13) (Акцентировать внимание учащихся на биографических данных поэта,
+ именем С.Торайгырова назван Павлодарский Государственный университет (слайд 12)
+ Памятник С.Торайгырову в г.Павлодар находится на улице академика Сатпаева (слайд 13).
2. Работа с учебником «Литература», стр. 203.
1) Чтение биографической справки о С.Торайгырове учащимися (вслух) (цель – закрепление полученной первичной информации о поэте).
2) ВЫВОД: - Какие основные жизненные направления С.Торайгырова можно выделить? (появление информации на слайдах 14-15 поэтапно)
1. Казахский поэт.
2. Стремление к образованию, желание стать грамотным человеком.
3. Знание казахского, татарского и русского языков.
4. Переводчик.
5. Автор стихотворение, басен, притч, поэм, романов.
6. Призывал молодежь учиться!
7. Самоотверженное служение Родине!
3) Чтение и анализ стихотворения С.Торайгырова «Я стану человеком» (слайд 16).
- Своё жизненное кредо поэт глубоко раскрыл в стихотворении «Я буду человеком». Прозвучит это стихотворение в исполнении ученицы. (Выразительное чтение стихотворения ученицей у доски наизусть по опережающему заданию).
- В чем особенность этого стихотворения? Как вы думаете, почему оно так называется?
- Представление художника класса Романова Михаила, который в течение урока должен нарисовать свои впечатления на тему «Я стану человеком».
4) САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ.
5) Повторное выразительное чтение стихотворения учащимися вслух (3 уч-ся по 1 строфе
6) ). Проведение словарной работы по содержанию текста.
- В стихотворении встретились слова, значение которых вам, возможно, было непонятным (слайд 17-18). Как вы понимаете значение выведенных на экран слов?
НИКЧЁМНЫЙ – НЕНУЖНЫЙ НИКОМУ
НЕВЕЖДА – МАЛООБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
ПРОСЛЫТЬ – ЗАСЛУЖИТЬ, СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ
- Для того, чтобы раскрыть значение следующих слов, обратимся за помощью к словарику в конце учебника на стр. 244 (чтение определений учащимися вслух).
ИЗВЕЧНЫЙ – ОЧЕНЬ ДАВНИЙ
ОБЕТ – ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ
ТРЕПЕТНАЯ – здесь МЕРЦАЮЩАЯ, ДРОЖАЩАЯ
7) БЕСЕДА по содержанию текста:
- Какие чувства волнуют героя стихотворения? К чему он стремится?
- Что понимает поэт под выражением «стать человеком», «исполнить свой долг»?
8) Анализ лирического произведения. Нахождение образно-выразительных средств.
- Ребята, как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы). Слайды 19-20
- Найдите в тексте противоположные по смыслу выражения (вновь читается текст по строфам, находим по ходу чтения:
- могила тесная - земля просторная;
- сиянье солнца – звезда тусклая;
- месяц в полнолунье – звезда трепетная
- Давайте вспомним определение эпитету как образно-выразительному средству (слайд 21) – выведение найденных эпитетов на экран.
- Найдите в тексте эпитеты (читают самостоятельно, находят, отвечают):
- могила тесная, земля просторная, трепетная звезда, извечная темнота, стремление горячее.
- Что такое сравнение в литературе? (слайд 22)
- Постарайтесь выделить в тексте сравнения, раскрывающие красоту поэтической речи:
- звездою тусклой, как месяц в полнолунье.
3. ФИЗМИНУТКА (флешмоб + демонстация фотографий класса на экране во время физминутки)
IV. Применение полученных знаний, умений, навыков. (Проводит учитель русского языка и литературы среднего и старшего звена)
1. Анализ результатов предварительного анкетирования учащихся.
- В нашей школе работает пресс-клуб «Юный журналист». Членами нашего клуба и учениками вашего класса было проведено интервьюирование «Что значит настоящий человек», с результатами которого вас ознакомят ученицы Мезенцева Анастасия и Денисенко Влада (девочки показывают вопросы и ответы, работая с интерактивной доской).
- Вопрос о том, как стать настоящим человеком, волнует не только великих людей, но и ребят выпускных классов, в частности – нашего (4-го «В») и 11-х классов. С помощью корреспондентов нашего класса и членов школьного пресс-клуба «Юный журналист» было проведено интервьюирование, в котором приняли участие 10 респондентов по следующим вопросам (слайд 24):
• 1. Кто такой, по-вашему, настоящий человек?
• 2. Как стать настоящим человеком?
И были получены следующие результаты: чтобы стать настоящим человеком, слайды 25-27
1. надо читать книги, прислушиваться к старшим;
2. анализировать различные ситуации и применять их к себе, делать выводы;
3. надо избавляться от вредных привычек, научиться делать людям добро, относиться к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
4. Настоящий человек – это человек, который всегда рядом в радости и в горе. У настоящего человека слова не расходятся с делом (А.И.Билалова).
5. Настоящий человек – это неравнодушный, болеющий за всё происходящее вокруг. У настоящего человека понятия честь, совесть, порядочность и трудолюбие на первом месте. (Ф.Г.Смирнова)
- Слово учителя (вывод): Какую связь можно проследить в выражениях наших учеников и учителей с основной мыслью стихотворения С.Торайгырова «Я стану человеком»? (И в прошлые времена, и в настоящее время люди должны стремиться к знаниям, хорошо обращаться друг с другом, уважать и ценить человеческие отношения…)
- Действительно, проходят годы, меняются люди, а человеческие ценности остаются неизменными. Это доброта, желание учиться, быть полезным обществу.
2. Составление кластера (на ватмане).
- Подводя итог выше сказанному, пропустив через себя тему, заявленную в начале урока в стихотворении «Я стану человеком», предлагаю вновь вернуться в стихотворению и прочитать его так выразительно, чтобы можно было выявить ключевые слова и выражения, которые мы изобразим в виде кластера (стану человеком, стать ярким светом, не быть невеждой, помочь людям).
- Выразительное чтение стихотворения по строфе, выделение ключевых понятий.
- ВЫВОД: Пусть эти ключевые слова станут вашим жизненным кредо.
IV. Домашнее задание.
- Всего 27 лет было отведено прожить С.Торайгырову, но каким ярким лучом он блеснут, оставив ослепительно белый свет своей поэзии. Думаю, что каждому из вас захотелось выучить это стихотворение наизусть. Запишите домашнее задание.
1, Выучить стихотворение С.Торайгырова «Я стану человеком» наизусть.
2.Творческое: составить пятистишие, ключевым словом которого является ЧЕЛОВЕК (по желанию).
V. Подведение итогов урока, составление рекомендаций по теме «Настоящий Человек» (под музыкальное произведение – классическая композиция).
1) Слово учителя (Бутримова Н.А.) (слайды 28-30)
- Да, действительно, ребята, попытка осмыслить место человека в этом мире, прославление силы человеческого разума, стремление помочь людям найти дорогу к знаниям были под силу только волевым и сильным личностям, таким как Ы.Алтынсарин, С.Торайгыров, Абай Кунанбаев, чье имя носит наш город, А.С.Пушкин, А. М.Горький и другие писатели и поэты разных стран. Смысл своей жизни эти люди видели в просвещении и верном служении своей стране, желании творить добрые дела и жить для людей. Как солнце, воспетое Торайгыровым в стихотворении, дарит свет, тепло, надежду, так и мы должны каждый день, каждую минуту, каждую секунду работать над своей душой, чтобы стать настоящими людьми с большой буквы!
- Давайте попробуем выработать рекомендации, как стать настоящим Человеком, ответив на тесты незаконченных предложений (индивидуально каждый ребенок отвечает на карточке с печатного листа на вопросы: (музыкальное сопровождение)
1.Я вижу смысл человеческой жизни в …
2. Учение -…
3. Чтобы стать настоящим человеком, нужно…
4. Доброта нужна для того, чтобы…
- Чтение полученных рекомендаций учащимися. Подарить свои рекомендации своему другу- соседу по парте.
VI. Рефлексия урока. Оценивание учащихся по ходу урока и в конце урока (под музыкальное сопровождение «Дорогою добра» муз.М. Минкова, сл. Ю.Энтина).
1. Заполнение листа самооценки ученика (с печатного листа «Лесенка»: На какой ступеньке находится ваше становление личности (всего 3 ступеньки) – нарисовать флажок.
2. Если ты считаешь сегодняшний урок успешным и важным для тебя, поставь определенную оценку.
3. Подарки для детей – блокноты, куда ребята должны записывать изречения мудрых людей о том, как стать настоящим человеком.
4. Подарком для родителей станет Памятка «В помощь дорогим и близким», как главным ваятелям человеческих душ (изречения знаменитых людей о сущности человеческой жизни). Памятка вложена в блокнотик.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«В помощь дорогим и близким»
1. Если Вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, отзывайтесь хорошо о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Старайтесь знакомить ребёнка с культурными ценностями и традициями страны, посещать музеи, выставки, театры. Чем чаще и регулярней Вы будете посещать с ребенком культурные заведения, тем больше вероятность, что ребёнок сохранит к ним интерес в любом возрасте.
5. Научитесь радоваться каждому дню и видеть хорошее – Ваш оптимизм обязательно перейдет к ребенку.
6. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны его жизни.
7. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну.
8. Будьте образцом нравственного поведения для ребёнка.
ПОМНИТЕ: что бы ни случилось и как бы ни вёл себя Ваш ребёнок, Вы очень нужны ему и он любит Вас!
Приложение 1
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛОТО
КАРТОЧКА № 1.
Задание: Определить, из какого литературного произведения взят этот отрывок. Назвать автора.
Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась — ведь он попадет теперь к ней на дно, но тут же вспомнила, что люди не могут жить в воде и он приплывет во дворец ее отца только мертвым. Нет, нет, он не должен умереть! И она поплыла между бревнами и досками, совсем не думая о том, что они могут ее раздавить. Она то ныряла глубоко, то взлетала на волну и наконец доплыла до юного принца…
Все больше и больше она начинала любить людей, все сильнее тянуло ее к ним; их земной мир казался ей куда больше, чем ее подводный; они могли ведь переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы выше облаков, а их страны с лесами и полями раскинулись так широко, что и глазом не охватишь! Очень хотелось побольше узнать о людях, о их жизни…
_________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2.
Задание: Определить, из какого литературного произведения взят этот отрывок. Назвать автора.
Однажды он простонал в постели как-то особенно тоскливо. Бим подошел, сел у кровати, внимательно посмотрел в лицо друга, затем положил голову на вытянутую его руку. Он увидел, какое стало у хозяина лицо: бледное - бледное, под глазами темные каемки, небритый подбородок заострился. Иван Иваныч повернул голову к Биму и тихо, ослабевшим голосом сказал:
- Ну? Что будем делать, мальчик?.. Худо мне, Бим, плохо. Осколок... Подполз под сердце. Плохо, Бим.
Голос его был таким необычным, что Бим заволновался. Он заходил по комнате, то и дело царапаясь в дверь, как бы зовя: "Вставай, дескать, пойдем, пойдем". А Иван Иваныч боялся пошевелиться. Бим снова сел около него и проскулил тихонько.
________________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3.
Задание: Определить, из какого литературного произведения взят этот отрывок. Назвать автора.
Бай вежливо пригласил их войти к нему. Затем, узнав, по какому делу они пришли, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие, и сверх того обещал дать четыре – пять мешков хлеба.
Путники удивились такому поступку и рассказали ему, как они во дворе посчитали его за скупца. Тогда богач сказал:
- От того, что я, не пренебрегая вещью, сколь бы она не была мала, ценил её и прибирал, я имею возможность бедным и немощным оказывать помощь. Бережливость не есть скупость.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бутримова Наталья Александровна
→ goldcherru 18.11.2014 0 9063 527 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.