Методическая разработка урока литературы по теме «Как Воеводе славянские духи помогли» (9-11 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение
Писатель
Методическая разработка урока литературы по теме «Как Воеводе славянские духи помогли».
(9-11 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях)
(ВНИМАНИЕ! Архивированный файл урока содержит все разбираемые тексты).
Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы.
Количество часов – 2.
Урок литературы по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие».
Основные проблемы и вопросы - Разговор о бытовой магии древних славян и их взаимодействии с домашними духами.
Обсуждение темы: Добро и Зло в душе человека.
Общие знания и умения - Получение представления о жизни и быте древних славян. Умение размышлять на заданную тему, используя полученную информацию.
УРОК ПЕРВЫЙ
I. Сообщение темы урока.
II. Вступительная часть.
Сегодня мы поговорим о том, как выстраивались отношения славянских духов и человека.
В славянской мифологии за каждым духом было «закреплено» какое-либо явление природы или определенная территория. Например, Леший следил за живностью и деревьями в лесу и наказывал тех, кто без надобности губил природу, а Водяной отвечал за реки и озера. Но были также духи, живущие рядом с людьми и тесно связанные с их бытом. Это и Банник, и Овинник, и Кикимора, и черти всех мастей. Но главным, несомненно, считался – Домовой.
Славяне всегда уважали и чтили этого духа, почтительно называя его «хозяином» или «дедушкой», и верили, что им становится после смерти первый владелец дома. По всей видимости, это остатки очень древней, первобытной религии, обожествляющей предка рода, родоначальника семьи.
Обычно Домовой невидим, но иногда показывается людям в виде старика с длинными седыми волосами или в образе кошки, собаки, бычка и других животных. Иногда зимой около дома на снегу находят его мохнатые следы, поэтому считается, что он весь оброс мягким пушком и даже подошвы и ладони рук у него волосатые. Хотя Домовой невидим, его присутствие постоянно ощущается в доме – то слышится его тихий плач и стоны, то, как он возится за печкой и гремит посудой. В качестве его жены часто выступала Кикимора, а селились они либо за печкой, либо под порогом, либо в подполе, либо на чердаке.
В доме Домовой – это добрый сторож, охраняющий и человека, и скотину, и птицу. Он предупреждает об опасностях и старается, чтобы все было благополучно. Излюбленное занятие домашнего духа – заплетать косички в гривах коней и на бороде хозяина дома. Раньше крестьяне новорожденную скотину — телят, ягнят — держали в избе, и когда их приносили из хлева, то засовывали головой в устье печи. Это называлось особым словом — «водомовление», т.е. скотину сродняли с домом, распространяя и на нее покровительство Домового.
Переселяясь в новое жилище, в его подполье клали небольшой кусок хлеба с солью и ставили чашку молока. После этого хозяин ночью в одной сорочке шел в старый дом и приглашал домового перебраться в новые хоромы. Иногда Домового «перевозили» в пустом старом лапте при этом ласково приговаривая: «Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего». Без приглашения домашний дух не пойдет на новое место, и будет плакать каждую ночь.
III. Домовой Спиридон
В книге Александра Багаделина «Кикимора и другие…» рассказывается история Домового с подворья Воеводы. Вот каким образом Воевода познакомился с будущим тайным хозяином своего дома.
(Читается фрагмент главы 6 «Мудрый Гаральд» из книги «Кикимора и другие…» - http://proza.ru/2009/08/08/542).
МУДРЫЙ ГАРАЛЬД
Пожаловал князь Киевский Воеводе своему деревеньку, что у леса Заповедного лежала. И решил тот подворье в ней возвести – место чтоб было домочадцев на лето поселять да раны боевые залечивать.
Народ в деревеньке старательный жил. Медом липовым и сурьей на округу всю славился. Оттого и дома справные, добротные ставил. Коньки деревянные на крышах забавляются, а наличники с застрехами сплошь резьбою украшены.
Только на пригорке один заброшенный стоял. Разваливаться уж совсем начал. Строил его в незапамятные времена Спиридон – лапотник знатный. Как помер он, дети его там жили. Но разметала их судьбинушка по белу свету всему, и остался дом одиноким стоять. Пробовал народ пришлый в нем поселяться. Но духу местному, видать, не по нраву постояльцы новые пришлись. Оттого и сбегали вскорости.
Стал Воевода по приметам место себе выбирать. Перышко заговоренное по ветру пускает, стрелу с наказом в чисто небо выстреливает. Только в разные стороны приметы те указывали.
А тут, глядят, под ногами кот рыжий шастает, мурлычет что-то по-своему. Старики и говорят, коты эти у домовых завсегда в любимчиках ходили, и место походящее он уж точно найти должен.
Взял Воевода животину малую на руки и напутствует:
Кот-Котофеич, шерстка рыжая.
Угощенье тебе припас славное:
Сметанки свежей от коровы белобокой,
Рыбки прудовой, с утра словленной.
Деревню, прошу, вкруг обойди,
Дом, где поставить, укажи-покажи.
Котяра посмотрел на всех хитро, глазом подмигнул, хвост трубой поднял и прямиком к дому заброшенному направился. Порешил тогда Воевода судьбе не противиться и подворье своё на месте том ставить. А ежели хозяева старые объявятся, то справить им по соседству жилище новое.
Но чтил он обычаи древние и велел, перед тем как бревна раскатывать, в сторонке избушку малую сладить и свежей соломою от дождя покрыть. Сам ночью хлеб с солью взял и пошел домового уговаривать, в месте новом недолго пожить.
Перебрались Спиридон, в духа давно обернувшийся, с женою своей – кикиморой Авдотьей, на время в жилище новое. А срок пришел – дом знатный с пристройками разными сладили и баню рядом поставили.
С тех пор Спиридон с Авдотьей в подворье воеводином на пригорке живут. А вскоре и детишки их, что по всей деревне разбрелися, к родителям перебрались. Кто под порогом место нашел, кто под пол ушел, а кто и под угол спрятался.
Только Банника одного и не хватало.* Егорий из деревни соседней самым лучшим на всю округу слыл. И хоть жил тот у старосты самого, уговорил-таки Спиридон его к Воеводе перебраться, а взамен себя молодого поселить. Характером Егорий, ох как крут был, но баню всегда в чистоте держал и за порядком следил строго.
***
Сколько уж лет Спиридон в домовых ходил, но привычки жизни прошлой все никак позабыть не мог. Страсть как любил он обувку домашнюю плести. Бывало, лапотник деревенский заснет, в дом к нему проберется и душу с лыком отводит. А поутру смотрят, обувка, к вечеру начатая, уж готовая стоит и такая все ладная, мягкая – загляденье одно.
А еще любил Домовой лошадей холить. Гривы да хвосты им расчесывать, косички-невелички заплетать. Раз узнал, что конюшенный на ночь сена не задал, а в овине помелом мести можно, так сам побежал в поле искать. По дороге глядит – у дома соседского стог наметан большой. Решил он потихоньку надергать из него малость, да на Овинника и налетел.* Тот Спиридона спросонья не признал и давай граблями мутузить. Хорошо, что Авдотья шум услышала и мужа от духа разъяренного отбила. А то б несладко ему пришлось.
Но больше всего чтили Домового за сказы его о временах прошлых. Бывало, соберутся духи с деревни всей в бане воеводиной, на полатях рассядутся и речь его неторопливую слушают.
По ходу чтения рекомендуется прокомментировать следующие эпизоды:
1. Только Банника одного и не хватало.
В жизни славян баня всегда занимала очень важное место. В ней не только мылись и парились, но и лечили людей от болезней, принимали роды, оставляли умирающего.
Непререкаемым хозяином бани считался Банник. Этот дух мог оборачиваться человеком, кошкой, собакой, веником и строго следил за соблюдением правил и обрядов. Нельзя, к примеру, топить баню и ходить в нее на праздники, на Святки и особенно в полночь. Мыться в «третий пар» (третью смену), а во «второй пар» мыться одному.
2. …да на Овинника и налетел.
В пристройке к крестьянскому дому, где хранили сено, жил свой дух – Овинник. Людям он показывался или громадным черным котом с горящими, как угли, глазами, или в виде человека небольшого роста, но со всклоченными «дымными» волосами.
Следит за заготовками сена, а иногда и сам приходит на помощь. Крестьяне угощали его кашей и пирогами.
Считалось, что Овинник знает и предсказывает будущее, а если слышен его храп, то быть беде.
IV. Болезнь Воеводы
А сейчас мы услышим историю, как домовой Спиридон и его жена Авдотья вместе с Бабой Ягой и духами Заповедного леса спасали Воеводу от смертельной болезни.
Читается глава 17 «Болезнь Воеводы» из книги «Кикимора и другие…» - http://proza.ru/2009/11/03/792.
По ходу чтения рекомендуется прокомментировать следующие фрагменты:
1. Только успели они в капище лесном от погони схорониться.
Капище – место поклонения богам. Местный предводитель укрылся от погони в небольшом лесном деревянном храме.
2. А тут как-то ночью Авдотья против воли своей Девой белою обернулася.
Славяне считали, что нельзя узнать о наступлении времени смерти, но о ее приближении могут поведать различные приметы – стены в доме трещат, дятел стучит в угол, сова кружит над крышей и т.д. Они также верили, что перед печальным событием Кикимора, живущая в доме, оборачивается Девой в белых одеждах и становится видимой.
3. Знак это верный был, что Морена скоро в гости пожалует.
Морена у славян была вестницей смерти. Оборачиваясь девой в белых одеждах, она подходила к умирающему и заглядывала ему в глаза.
Считалось, что домашние животные, особенно собаки и кошки, видят её раньше, и их беспокойное поведение свидетельствует о приближении горестного вестника.
4. Видели, как она с дочерью Водяного, что на дальнем болоте жила, улетела куда-то, а воротится когда – не сказывала.
В этом абзаце упоминается множество славянских духов.
Полевик – дух полей и лугов. Пред людьми появляется стариком в белом с бородой из колосьев. Он охраняет хлебные поля от беды, сглаза и порчи. Дует и свистит, вызывая ветер, или бегает, поднимая облако пыли, чтобы его было трудно видеть. В дар ему приносили пару яиц или старого петуха. А на зиму оставляли на поле сноп сена и пучок колосьев, в которых он и прятался до следующего года.
Рожаницы и домовицы – домашние духи, помогавшие женщинам. Рожаницы связаны с рождением детей и определением их судьбы, а домовицы хранят мир в семье и присматривают за детьми, когда мать отвлекается по делам.
Леший Тихон и бес Федор – главный леший и главный смотритель за духами Заповедного леса.
О том, куда Баба Яга летала с дочерью Водяного рассказывается в 12 главе книги.
5. Но не всегда по задуманному получается, и может он от этого другим человеком стать.
Мертвая и живая вода соединяли и воскрешали разрубленное тело. Однако никто не мог предсказать, как при этом поведет себя душа. Могло даже случиться так, что в тело вселялся совсем иной дух. Но, в любом случае, это был акт перерождения, и воскресший обязательно изменялся внутренне, а часто и внешне.
6. Поняли домочадцы, что конец близок, и в баню его перенесли.
Самые важные события в жизни славян – рождение и смерть, происходили не дома, а в бане. Она считалась местом обитания духов, которые помогали человеку появиться на свет и покинуть этот мир. Часто над умирающим еще разбирали и крышу, чтобы душа могла легче отойти и воспарить к облакам.
7. Как увидела Старая змеюку многоголовую, сразу поняла – Невеей, лихорадкой главной, та подослана.
Название «лихорадки» произошло от словосочетания «лихо радеть», т.е. действовать во вред кому-то. Часто их представляли в женском обличье в виде 12 крылатых сестер. Их имена являются производными от человеческих недугов – Трясея, Огнея, Знобея, Гнетея, Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея (насылала бессонницу). А самая старшая и страшная из них – Невея (мертвящая). Болезни, насылаемые ею, неизбежно приводили к смерти.
8. Секира та посреди лесов Муромских в капище глухом сохранялася. И волхвы Велесовы день и ночь её стерегли.
Велес – старший сын Сварога и Лады, внук Рода. Его жизнь условно можно разделить на небесный и земной периоды. И сразу отметим, что в верхних сферах ему не очень везло.
Вначале жена – Ясуня, влюбилась в Чернобога и родила летучих Змеев. За что была отправлена на землю и лишена молодильных яблок, превратившись в Бабу Ягу.
А потом он и сам у Перуна, пока тот с драконом бился, жену увел. Возвращение мужа, как всегда, было неожиданным. В незамедлительно последовавшем поединке Велес был побежден и вослед за бывшей женой отправлен на землю. В его новые обязанности входил надзор за природой и поддержание в ней порядка и гармонии. По преданиям, жил бог на земле в Граде Китеже, куда и была перевезена его библиотека мудрых книг, наиглавнейшей из которых является «Велесова книга».
Велес всегда считался покровителем и учителем волхвов. Они были посредниками между богами и людьми, и исполнение божественных повелений входило в их повседневную практику.
В. Даль дает такое определение: «Волхв – мудрец, звездочет, астролог, чародей, колдун, знахарь, ворожея, чернокнижник, волшебник». В.Н Татищев добавляет: «Волхв – иногда то же значит, что нынче философ или мудрец».
В «Житие св. Авраамия Ростовского» рассказывается, что по преданию капище Волоса (Велеса) лежало недалеко от города Владимира на реке Колочке. (Современный город Муром находится во Владимирской области).
9. А вскоре и купол, медью покрытый, меж дерев показался.
Сохранилось описание старославянского храма Свентовита (Световида), расположенного в балтийско-славянском городе Аркона. Купол его был сделан из меди.
V. Вопросы о прочитанном.
1. Как Воевода выбирал себе место для дома?
2. За что Невея наказала Воеводу?
3. В каком виде духи увидели болезнь Воеводы?
4. Как пытались домашние духи бороться с болезнью Воеводы?
5. Кто был отцом Воеводы?
УРОК ВТОРОЙ
I. Вступительная часть
На прошлом уроке мы узнали о жизни Воеводы: как он построил подворье в деревеньке у Заповедного леса, храбро сражался с врагами и за невольное разрушение капища был наказан Невеей. Духи видели болезнь Воеводы в виде лихорадной змеи, опутавшей тело воина, и, перепробовав все терапевтические средства, по совету Бабы Яги, решили рассечь его грудь велесовым топором. Банник Егорий доставил на подворье из лесного капища главного волхва, который оказался отцом Воеводы. Разрубив топором грудь, он остановил сердце сына, а, когда змея растворилась в воздухе, Баба Яга мертвой и живой водою вернула больного к жизни. От сонного снадобья заснул воин после этого на три дня, и снились ему сны не простые, а вещие.
II. Сны Воеводы
Двадцать пятая глава книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…» так и называется «Сны Воеводы».
Прочитаем ее - http://proza.ru/2009/11/05/1245.
По ходу чтения рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов.
1. Баба Яга мудрая была и Кота Баюна к дубу приставила.
Среди множества волшебных птиц и зверей Кот Баюн занимает особое место. О многих событиях из жизни духов известно только благодаря его красочным повествованиям.
На смертных мурлыканье Кота навевает непреодолимую дрему, постепенно переходящую в здоровый сон со сновидениями.
2. Меч продолжением сердца твоего быть должен.
Славяне постоянно жили в окружении врагов, и каждый мужчина должен был в совершенстве владеть любым оружием, но предпочтение всегда отдавалось мечу. Славянский клинок был широким, немного суженным к острию, бороздчатым, с волнообразными полосками на металле, и украшался различными рисунками, обычно – изображениями животных или символами.
Мечи пользовались большим уважением на Руси, но в мирное время повесить на пояс оружие означало проявить неуважение к нему или недоверие к другим людям. Отсюда и образовалась древнеславянская традиция обнажать меч только для защиты Отечества или доказательства своей правоты.
На мече и щите славяне давали клятвы и заключали договоры.
3. …и решил он древлян, на севере живших, покорить.
Древляне – одно из славянских племен, жившее в лесах по берегам рек Припяти, Горыни, Случи и Тетерев. В летописях описывается, как Вещий Олег покорил их и обложил данью.
Однако, также известно о постоянной борьбе древлян с завоевателями. Князь Игорь Рюрикович, приехавший собирать дань, был жестоко убит ими. Княгиня Ольга, его жена, впоследствии отомстила за мужа и сожгла их земли.
4. И как гость медовухи три ковша отведал да осетриной паровой закусил, стал о подвигах своих рассказывать.
Борон Иероним фон Мюнх или знаменитый барон Мюнхгаузен, в то время путешествовал по русским землям. Не без помощи Кикиморы из Заповедного леса ему пришлось сразиться с невиданным чудовищем, о чем подробно повествуется в главе 7 книги «Предсказание Кикиморы» (см. урок «Кикимора-предсказательница» - http://pedsovet.su/load/28-1-0-3649).
5. И порешил щит свой до такого блеска натереть, чтоб отраженье собственное видеть в нем можно было.
Встреча с чудищем, по всей видимости, произвела на Барона столь неизгладимое впечатление, что спутала все его мысли. В своем рассказе он предстает легендарным Персеем, победившим Медузу Горгону с помощью зеркального щита, подаренного ему богиней Афиной.
6. А не ты ль тем богатырем был, что у тетки моей в граде дальнем жил.
Здесь необходимо пояснить, почему Змей Горыныч был таким грустным и о каком периоде своей жизни он рассказывает Воеводе. (Ему посвящены две главы книги – номер 2 «Как Змей Горыныч к девам смертным летал» и номер 19 «Как Змей Горыныч сиянием оборотился»).
Горыныч когда-то мог оборачиваться человеком и в таком виде прожил некоторое время у одной вдовы на границах земли русской. От этого брака родился мальчик – будущий Соловей-Разбойник, которого местный Банник от беды подальше принес в пещеру отцу.
Сам же Горыныч однажды поплатился за свою любовь к женскому полу и был смертельно ранен богатырем Данилой. После воскрешения он уже не смог скидывать свою шкуру, отчего впал в жесточайшую депрессию.
7. У праведника тоже книга Черн-богова пустой не бывает. И нет смертного такого, Бел-бог которого стороной обошел.
И Велес – бог всего живого на Земле, и Чернобог – повелитель подземного Пекла, постоянно следят за тем, что происходит в этом мире. Никто не может скрыться от их взоров, и если Велес (Бел-бог) записывает добрые дела, то Чернобог (Черн-бог) ведет счет черным.
Славяне верили, что запись о худом поступке уже ничем нельзя вычеркнуть из своего списка, и только доброе деяние может обелить ее, сделать менее заметной.
III. Вопросы о прочитанном.
1. С кем во сне ушел Воевода из Велесова капища?
2. Как помогал Воеводе его дух-охранитель?
3. Как Воевода потерял своего духа-охранителя?
4. Как древляне сопротивлялись своему покорению?
5. Почему Змей-Горыныч не напал на Илью Муромского?
IV. Беседа на тему: «Нельзя мечом добро от зла в душе человеческой отделить».
Отец Воеводы приходит на третий день во сне к сыну и рассказывает, что стало с семьей убитого им древлянина. И на слова Воеводы: «Что ж прикажешь, разбой этот простить? Народ родной без защиты оставить?», отвечает, что войну силой не остановишь, и в Добре всегда присутствует Зло.
Эта мысль тесно переплетается с христианской заповедью: «Возлюбите врагов ваших». В качестве основы беседы предлагаются фрагменты проповеди на эту тему Мартина Лютера Кинга – борца за права и свободы чернокожего населения Америки, погибшего от руки наемного убийцы. Своей жизнью и проповедями он сумел убедить афроамериканцев, что бесконечное насилие ведет в тупик, и указал путь, который в итоге привел к современной политкорректности американского общества и к тому, что Барак Обама стал первым чернокожим президентом в истории США.
«ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ»
Мартин Лютер Кинг
Заповедь «любите врагов ваших» всегда была, пожалуй, самой трудной из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. Иисус — это оторванный от реальной жизни идеалист, говорят они.
Несмотря на подобные острые вопросы и непрекращающиеся возражения, эта заповедь Иисуса приобретает для нас все возрастающее значение. Заповедь «любите врагов ваших» — это не благочестивое пожелание мечтателя-утописта, а абсолютное условие нашего выживания. Любовь даже к врагам — вот ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем. И Иисус — это не оторванный от жизни идеалист, он — трезвый реалист.
Давайте будем реалистами и спросим: как нам любить наших врагов?
Во-первых, мы должны развить в себе умение прощать. Лишенный силы прощения лишен и силы любви. Надо также понять, что прощать всегда должен пострадавший, испытывающий боль и страдания, жертва мучительной несправедливости, униженный и оскорбленный. Обидчик может просить о прощении. Он может одуматься и как блудный сын пройти пыльными дорогами, с сердцем, трепещущим от желания быть прощенным.
Всепрощение — это не игнорирование того, что было сделано, или представление зла добром. Да, человек не может забыть, если это значит, что происшедшее стирается совершенно из памяти. Но, когда мы прощаем, мы забываем в том смысле, что зло более уже не является психологической преградой на пути установления новых взаимоотношений. Точно так же, мы никогда не сможем сказать: «Я прощаю вас, но отныне не желаю вас знать». Прощение означает примирение, воссоединение вновь. Без этого ни один человек не в состоянии возлюбить врагов. Степень прощения определяет степень нашей любви к врагам.
Во-вторых, мы должны понять, что зло, творимое ближним нашим — врагом, причина наших страданий, никогда не отражают всей сущности этого человека. Все мы чем-то напоминаем шизофреников, людей с раздвоенной личностью и характером. Бесконечная гражданская война бушует внутри каждого из нас. Что-то внутри нас заставляет нас сокрушаться вместе с римским поэтом Овидием: «Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом», или соглашаться с Платоном, говорившим, что человеческий характер — это колесничий, управляющий двумя конями, каждый из которых тянет в свою сторону, или повторять вслед за апостолом Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю».
Когда мы смотрим в глубь проблемы, ищем причину содеянного в порыве зла, мы находим в ближнем нашем — враге частицы добра и понимаем, что порочность и злонамеренность его деяний не дает нам полной картины об этом человеке. Мы осознаем, что его ненависть является результатом страха, гордыни, незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но, несмотря на все это, мы знаем, что душа каждого человека несет в глубине печать Божью.
В-третьих, мы должны искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания. Неминуемо приходит час, когда его слабости проявляются и мы получаем возможность вонзить в него копье победы. Но мы не должны этого делать.
Смысл любви не следует путать с сентиментальным излиянием чувств. Любовь гораздо глубже глупой эмоциональной болтовни. Может быть, греческий язык внесет ясность в этот вопрос. Греческий текст Нового Завета использует три слова для обозначения любви. «Эрос» — это эстетическая, романтическая любовь. В диалогах Платона «эрос» — это божественное устремление души. Второе слово: «филия» — взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей. Мы любим тех, кто любит нас, и любим потому, что любимы сами. Третье слово: «aгапи» — согласие и созидательная, всепрощающая добросердечность в отношениях между всеми людьми. Льющееся через край бескорыстное чувство, «aгапи» — это Божья любовь в сердце людей. На этом уровне мы любим людей не потому, что нам нравятся они или их поступки, и даже не за то, что в них есть искра Божья; мы любим каждого человека за то, что его любит Господь. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, хотя и ненавидим содеянное им.
Теперь мы понимаем, что имел в виду Иисус, говоря: «Любите врагов ваших». Мы должны быть благодарны, что он не сказал: «Относитесь к врагам вашим с симпатией и привязанностью». К некоторым людям просто невозможно испытывать чувство симпатии и привязанности. Как можем мы испытывать симпатию к человеку, не скрывающему своих намерений уничтожить нас и усеять наш путь неисчислимыми трудностями и преградами? Как может нам нравиться человек, угрожающий жизни наших детей и разрушающий наше жилище? Это невозможно. Но Иисус осознал, что «любовь» выше «привязанности» и «симпатии». Приказывая нам любить наших врагов, Иисус не имеет в виду «эрос» или «филию»; он говорит об «агапи» согласии и созидательной, всепрощающей добросердечности в отношениях между всеми людьми.
Перейдем теперь от практического «как» к теоретическому «почему»: почему мы должны любить наших врагов?
Первая причина очевидна. Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает ненависть, сгущая ночной мрак на небе, и так лишенном звезд. Мрак не может победить мрак; только свет в состоянии сделать это. Ненависть не может победить ненависть; только любовь в состоянии сделать это.
Еще одна причина, по которой мы должны возлюбить наших врагов: ненависть оставляет рубцы на душе и уродует личность человека. Ненависть не менее губительна и для того, кто ненавидит. Словно нераспознанная раковая опухоль, ненависть разъедает личность человека и способность мыслить объективно.
Третья причина, по которой мы должны любить наших врагов: любовь — единственная сила, способная превратить врага в друга. Мы никогда не избавимся от врагов, отвечая ненавистью на ненависть; мы избавляемся от врагов, избавляясь от чувства вражды.
Линкольн, используя силу любви, превратил врага в друга. Эта же жизненная позиция позволила Линкольну доброжелательно высказаться в адрес южан в тяжелейшие дни гражданской войны. На вопрос, заданный ошеломленной слушательницей выступления Президента, Линкольн ответил: «Мадам, разве я не уничтожаю своих врагов, превращая их в своих друзей?».
Конечно, это непрактично. Жизнь — это сведение счетов, нанесение ответных ударов, отношения, основанные на законе «человек человеку волк». Я говорю, что Иисус завещал нам любить тех, кто мучает и угнетает нас? Я похож на большинство проповедников — оторванных от реальной жизни идеалистов? Может быть, в далеком будущем, говорите вы, в стране Утопии, эта идея воплотится в жизнь, но только не в этом жестоком и холодном мире, в котором мы живем.
Друзья мои, мы уже слишком долго идем по так называемому практическому пути, и он неумолимо привел нас лишь к беспорядкам и хаосу. История полна примеров погибших цивилизаций, давших волю ненависти и насилию.
***
Далее предполагается свободная беседа на темы, затронутые в главе «Сны Воеводы» и проповеди Мартина Лютера Кинга (полный текст - http://www.philosophy.ru/library/vopros/38.html).
P.S. Уважаемые преподаватели!
Если вы провели какой-либо урок по моей книге «Кикимора и другие…» (на сайте представлено пять методических разработок), большая просьба поделиться впечатлениями.
Для меня это очень важно.
Александр Богаделин
писатель
bogadelin@bk.ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич
→ Bogadelin 23.03.2010 1 4263 564 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.