Конспект урока по литературе "Роман Л.Н. Толстого "Война и мир". История создания"; 10-11 кл.
РУССКАЯ КЛАССИКА И УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
История создания.
Цель деятельности учителя: Формировать у учащихся высокие нравственные идеалы посредством изучения романа Толстого «Война и мир».
Тип урока: Комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): Знать, как создавался роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретённая компетентность): Применение полученных знаний, умений и навыков для осознания нравственных, духовных ценностей; умение использовать полученные знания для анализа различных жизненных явлений.
Личностные: Понимание произведений художественной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Методы и формы: Знакомство с мнениями критиков о романе, наблюдения и выводы.
Индивидуальная, фронтальная,творческая, инсценирование сцены из романа.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд.: презентация по теме урока, выполненная учителем, портрет Л.Н.Толстого.
Основные понятия: Критическая статья, роман-эпопея, антитеза.
1 этап
Ребята,
сегодняшний
наш урок посвящен
замечательному
произведению
Л.Н.Толстого
«Война
и мир». А точнее,
истории создания
романа и его
выхода в печати.
Сейчас
представляется
поразительным
и странным то,
с каким единодушным
осуждением
встречала
русская журнальная
критика середины
XIX века появление
каждого очередного
тома
«Войны и мира»
Л.Толстого.
Давайте попробуем разобраться: чем же не удовлетворял критиков Л.Толстой?
Вот,
например, в чем
упрекал писателя
модный критик
того времени
Н.Соловьев,
который
утверждал,
что в своей
эпопее автор
якобы обошел
народ, устранил
его из «общего
плана
картины».
«Мы видим в
произведении
гр. Толстого,
- писал Н.Соловьев,
- что эти массы,
эта
толпа народная
остаются в
каком-то инерционном
состоянии...»
Подумайте, ребята, так ли это?
Радикальный
демократ Н.Щелгунов
говорил об
отсутствии
глубокого
жизненного
содержания
в романе и даже
предупреждал
о его опасности.
Положительная
программа
писателя,
как ее понимал
Щелгунов, критика
никак не удовлетворяет.
Хорошо еще.
что
Льва Николаевича,
по мнению цитируемого
автора, нельзя
было поставить
рядом с
У.Шекспиром,
- иначе вред от
«Войны и мира»
был бы сильнее.
Вот
что писал дословно:
«Результат,
к которому
приходит гр.Толстой,
конечно, социально
вредный. Еще
счастье,
что
гр.Толстой не
обладает могучим
талантом, что
он живописец
военных пейзажей
и
солдатских
сцен. Если бы
к слабой опытной
мудрости гр.Толстого
придать силу
таланта
Шекспира
или даже Байрона,
то, конечно, на
земле не нашлось
бы такого
сильного
проклятия,
которое бы
следовало на
него обрушить».
Согласны ли вы, ребята, с этим утверждением критика?
Многоопытный
и во многом
тонкий ценитель
русской литературы
П.Анненков и
тог
остановился
в недоумении
перед новым
явлением в
литературе.
Он писал: «Да
где же он
сам,
роман этот,
куда он (автор)
девал свое
настоящее дело
- развитие
частного
происшествия,
свою «фабулу»
и «интригу»,
потому что без
них, чем бы этот
роман не
занимался,
он все будет
казаться праздным
романом».
Критика
не удовлетворял
и исторический
фон романа,
который-де
должен находиться
на
втором плане
и оттенять
происшествия,
связанные с
личной судьбой
героев. Он
полагал,
что
на первом плане
должны быть
любовные перипетии,
а на втором -
исторические
события.
Так же считаете и вы, ребята? Или нет?
К
голосу критиков
присоединились
и непосредственные
участники
событий 1812г.
Князь
П.Вяземский,
участвовавший
в Бородинском
сражении, увидел
в романе
Толстого
господство
нигилизма,
обращенного
к освещению
прошлого.
«Школа
отрицания и
унижения истории
под видом новой
оценки ее... - все
это не ново,
т.е.
Вяземский
считал, что
писатель должен
был изобразить
только бесчисленные
победы
русского
оружия.
Так ли это, ребята? Попробуйте опровергнуть это высказывание.
2 этап урока. Из истории романа «Война и мир».
Роман «Война и мир» - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.
К.Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне». Первая читательница романа, жена писателя С.А.Толстая, писала мужу: « Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Толстой работа с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек
себя». *
Ученик. Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. С.А.Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в1856 г. (амнистия декабристов. Александр 11), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией
. Толстой решил начать роман с этого времени.
2 Ученик. По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.
Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно- исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».
Ученик. Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом:>«Везде, где в моем рассказе говоря и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».
В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-ом томе описываются события 1805 г.. когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-ом томе - 1806-1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии; 3-й том - 1812 г., 4-й том -1812-1813 г.г.
Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.
История создания романа «Война и мир».
Роман «Война и мир».
Встреча
с Пущиным и
Волконским
1857
Восстание
на Сенатской
площади 1825
Отечественная
война 1812
Война с Наполеоном в союзе с Австрией
1805
Вывод: «Я старался писать историю народа». Пояснения:
1857г. - после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них. 1825г. - «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812г. - «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812г.»
1805г. - «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».
Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ.
Всего в романе свыше 550 лиц. Без такого количества героев невозможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все. т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начал 19 века».
Заглавие романа образно передает его смысл. «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».
Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) - это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).
3 ЭТАП. Инсценирование сцен из романа
Пьер Безухов: Князь Андрей!
Князь Андрей: Пьер, как я рад тебя видеть, ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди нашего света...
Пьер Безухов: Вот вновь ты, князь, остался один. Нет ли у тебя какого-нибудь намерения жениться?
Князь Андрей: Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и не поправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет все, что есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам... Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти... Отец мой прав. Эгоизм, тупоумие, ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что-то есть, а ничег о, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись!
Пьер Безухов: Мне смешно, что вы себя, себя считаете неспособным, свою жизнь - испорченною жизнью. У вас все, все впереди... Однако, идемте, друг, я вижу Ростовых.
Дворецкий: Графиня Ростова с детьми.
Графиня Перонская: (указывая в толпу) Вот это голландский посланник, видите, седой, (указывая на Элен) А вот она. царица Петербурга, г рафиня Безухова. Как хороша! Не уступит Марье Антоновне, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна, говорят, принц... без ума от нее. (указывая на Жюли) А это миллионерка-невесга. А вот женихи: это брат Безуховой - Анатоль Курагин. Как хорош! Не правда ль? Говорят, женят его на этой богатой... А ваш-то кузен, Друбецкой. тоже очень увивается. Не знает, кого выбрать: Жюли Карагину или княжну Марью. Говорят, у них миллионы, (указывает на Пьра) А этот-то толстый, в очках, фармазон всемирный. С женою-то рядом поставьте, то-то шуг гороховый.
Наташа: Вот еще знакомый, Болконский (указывает на Князя Андрея). Видите . мама? Помните, он у нас ночевал в Отрадном?
Графиня Перонская: А вы его знаете? Терпеть не могу. По нем теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался со Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается, она с ним говорит, а он отвернулся. Я бы его отделала, если б со мной он так поступил, как с этими дамами.
Бал начинается, музыка. Наташа: Неужели так никто и не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: « А! Это не она, так и нечего смотреть». Нет, это не может быть! Они не должны знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною... Пьер Безухов: Вы всегда танцуете. Тут есть моя рго1е§ее, Ростова молодая, пригласите ее.
Князь Андрей: Где?., (гостю) Виноват, барон, это разговор мы доведем в другом месте, а на бале надо танцевать...
Графиня: Позвольте вас познакомить с моей дочерью?
Князь
Андрей:
Я имею удовольствие
быть знакомым,
ежели графиня
помнит меня,
(обращается
к Наташе) Разрешите
пригласить
вас на вальс?
Я хочу вам
признаться,
что я
случайно
слышал ваш
разговор с
кузиной лунной
ночью, в тот
мой приезд в
Отрадное...
Наташа:
Правда?
Князь
Андрей:
(в сторону) Ежели
она подойдет
сперва к своей
кузине, а потом
к
матери, то
она будет моей
женой...
Князь Андрей: (подходя к Пьеру) Ростова очень мила.
Наташа:
(в сторону) Они,
верно, говорят
про нас, про
меня с ним. И
он, верно,
успокаивает
ревность ко
мне своей невесты.
Напрасно беспокоятся!
Ежели бы они
знали,
как мне
ни до кого из
них нет дела...
Элен:
(обращается
к Графине Ростовой)
О моя восхитительная!
СЬаг тоШе. Нет,
это ни
(на
что не похоже,
мой милый граф,
никуда не ездить!
Нет, я от вас
не отстану! На
днях у
меня
мадемуазель
Жорж декламирует
и соберутся
кое-кто и, ежели
вы не привезете
своих
красавиц,
то я вас знать
не хочу!
Пьер
Безухов:
А ведь Анатоль
всем существом
своим был убежден
в том, что никогда
в
жизни не
сделал ничего
дурного, так
как был не в
состоянии
думать о том,
как его
поступки
могут отзываться
на других. Он
был убежден,
что сотворен
Богом, чтобы
занимать
высшее положение
в обществе...
Между тем, не
тщеславен и
не честолюбив,
сколько
раз он портил
себе карьеру
различными
выходками,
смеясь над
почестями.
Одно,
что он
любил - веселье
и женщин. И в
этом он не видел
ничего неблагородного.
У кутил,
к числу
которых можно
отнести и Анатоля,
есть чувство
сознания своей
невинности,
он
считал, что
ему все простится...
Пьер Безухов: (подходит к княжне Марье) Вы не танцуете?
Княжна Марья: Нет, я больше люблю наблюдать за окружающими.
Пьер Безухов: Я сделал одно наблюдение: молодой человек, я говорю о Борисе
Друбецком. чтобы понравиться девушке, должен быть меланхоличным при ней. Вот он
сейчас в нерешительности, кого ему атаковать - вас или Жюли Карагину. Пошли бы за
него?
Княжна
Марья: Ах,
боже мой, граф!
Есть такие
минуты, что я
пошла бы за
всякого. (Ее
голос
дрожит) Ах, как
тяжело бывает
любить человека
близкого и
чувствовать,
что
ничего...
не можешь для
него сделать,
кроме горя,
когда знаешь,
что не можешь
его
переменить.
Тогда одно -
уйти, а куда
мне уйти?
Пьер
Безухов:
Что с вами, княжна?
Княжна Марья: Я не знаю, что со мной нынче. Забудьте, что я вам сказала...
$
(Звучит
вальс из оперы
С.Прокофьева
«Война и мир»)
Князь
Андрей:
(танцуя) Я наблюдал
за вами, вы
пользуетесь
успехом... Не
смущайтесь,
это
действительно
так.
(в конце танца Князь Андрей и Наташа расходятся в противоположные стороны, по
очереди
произнося
фразы)
Наташа:
И надо было нам
встретиться
на этом балу,
все это судьба,
ясно, что это
судьба,
все
свелось к этому...
Князь Андрей: Я никогда не испытывал ничего подобного. Я не жил прежде, теперь только я живу, но я не могу жить без нее.
Наташа: Еще тогда, в Отрадном, как только я увидела его, я почувствовала что-то особенное.
Князь Андрей: Но может ли она любить меня? Я стар для нее... Но это чувство... Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет, другая - все, где нет ее, там все унынье и темнота...
Наташа: Такого со мной никогда не бывало! Но мне страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее!
Князь Андрей: И чего я боюсь, когда вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне. я не могу не любить света, и я не виноват в этом! И я очень счастлив!
(Наташа подходит к Графине) Графиня: Весело ли тебе, Наташа?
Наташа: Вы спрашиваете об этом? (восторженно) Так, как никогда в жизни, голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! Как я всех люблю!
4 этап урока. Викторина.
Герои «Войны и мира».
Один
из известнейших
русских военачальников,
герой Отечественной
войны
1812г., князь.
В романе выступает
как реальное
историческое
лицо. В романе
он
участвует
главным образом
как командующий
Шенграбенским
сражением.
Он
любим и уважаем
всеми, о нем
известно, что
за храбрость
еще в Италии
сам
Суворов
подарил ему
шпагу. В честь
него дан обед
в английском
клубе, в его
лице
«отдавалась
должная честь
боевому, простому,
без связей и
интриг, русскому
солдату...»
(Багратион)
Один
из главных
героев романа;
вначале герой
повести о
декабристе,
из замысла
которой
возникло
произведение.
Его отличает
умный, робкий,
«наблюдательный
и
ес тественный»
взгляд. Ближайший
друг характеризует
его, как единственного
«живого
человека»
среди всего
света.
(Безухов)
Блестящая
петербургская
красавица с
«неизменяющейся
улыбкой». В
ней не было
заметно
кокетства,
как будто ей
совестно было
«за свою несомненно
и слишком
сильно
и победительно
действующую
красоту».
В
свете она делает
очень большие
успехи; живы
одна, она становится
хозяйкой
дипломатического
и политического
салона, приобретает
репутацию
умной
женщины.
(Элен Курагина)
(Подсказка:
Перед мужем
обнаруживает
не только
ограниченность
ума. грубость
мысли
и вульгарность,
но и циничную
развращенность).
При
первой встрече
с этим ласковым
и добродушным
человеком
Пьера поражает
ощущение
чего-то круглого
и спокойного,
что исходит
от него. Он
привлекает
всех
к себе
спокойствием,
уверенностью,
добротой и
улыбчивостью.
Он неосознанно
выражает
своим поведением
мудрость и
народную философию
жизни.
(Каратаев
Платон)
(Подсказка:
прозван на
службе Соколиком;
его пристреливают
конвоиры-французы)
Реальное
историческое
лицо. Обладает
способностью
«спокойного
созерцания
хода
событий»,
однако умеет
все увидеть,
выслушать,
запомнить,
ничему полезному
не
помешать,
и не позволить
ничего вредного.
Накануне и во
время Бородинского
сражения
следит за
подготовкой
к бою, вместе
со всеми молится
перед иконой
Смоленской
Божией матери,
и во время боя
управляет
«неуловимой
силой»
называемой
«духом войска!»
«Всем русским
существом
своим» знает,
что
французы
будут побеждены.
Направив все
силы на освобождение
родины, умирает
тогда,
когда роль
его исполнена,
а враг вытеснен
за границу
России. «Простая,
скромная
и потому истинно
величественная
фигура эта не
могла улечься
в ту
лживую
форму европейского
героя, мнимо
управляющего
людьми, которую
придумала
история».
(Михаил Кутузов)
«...
Красивый молодой
человек с
определенными
и сухими чертами».
Это умный,
гордый,
ищущий большого
интеллектуального
и духовного
содержания
в жизни
человек.
Он сдержан,
образован,
практичен и
обладает сильной
волей. По
происхождению
занимает одно
из самых завидных
мест в обществе,
но несчастлив
в
семейной жизни
и не удовлетворен
пустотой света.
Участвую в
Отечественной
войне,
он желает быть
на фронте, а не
при штабе, сближается
с солдатами
и
постигает
властную силу
«духа войска»,
сражающегося
за освобождение
своей
родины.
В Бородинском
сражении получает
смертельное
ранение, понимает
перед
смертью
истинный смысл
силы любви,
соединяющей
людей.
(А.Болконский)
В
качестве ее
прототипа
Толстому послужили
жена и ее сестра
Татьяна Берс,
в
замужестве
Кузминская.
По признанию
писателя, он
«взял Таню,
перетолок
с
Соней, и
получилась
героиня». Она
очень эмоциональна
и чутка, способна
на
самозабвение
и самопожертвование,
как в случае
с вывозом раненых
из Москвы.
Постоянно
увлекаясь,
она живет в
атмосфере
влюбленности
и счастья.
(Н.Ростова.)
(Подсказка:
Лишь в конце
романа она
находит свое
счастье, погружаясь
в мир
семейных
и материнских
забот).
Реальное
историческое
лицо, выведенное
в романе, герой,
с изображением
которого
связана
историко-философская
концепция
Л.Толстого.
Давая
Бородинское
сражение, он
поступает
«непроизвольно
и бессмысленно»,
не
имея возможности
хоть как-то
влиять на его
ход, хотя не
делает ничего
вредного
для
дела.
Впервые
во время Бородинского
сражения он
испытывает
недоумение
и колебания,
а
после него вид
убитых и раненых
«победил ту
душевную силу,
в которой он
полагал
свою заслугу
и величие».
По
мысли автора,
ему была уготована
нечеловеческая
роль, ум и совесть
его были
«слишком
противоположны
добру и правде,
слишком далеки
от всего
человеческого».
(Наполеон)
5 этап урока. Высказывания о романе «Война и мир» знаменитых писателей.
Перед
читателем
проходит множество
ярко очерченных
лиц с их своеобразной
душевной
жизнью, картины,
исполненные
красок, света,
темных масс
вооруженного
народа и выделяющихся
в ней образов;
и есть такие,
поистине
поэтические
описания, которые
не уступят
шедеврам
стихотворного
творчества».
И.Бунин.
«Война
и мир» - эпопея
великой народной
войны, имеющей
своих историков,
но
далеко "не
имевшей своего
певца».
Лесков.
«Война
и мир» - одна
из самых замечательных
книг нашего
времени, которое
может
дать читателям
более непосредственное
и верное представление
о
характере
и темпераменте
русского народа
и о русской
жизни вообще,
чем если
бы
они прочитали
сотни сочинений
по этнографии
и истории»
И.Тургенев.
«Война и мир» - величайшее из когда-либо написанных произведений.
Голсуорси.
«Это
перворазрядная
вещь! Какой
художник и
какой психолог!
Два первых
тома
изумительны...
Мне случалось
вскрикивать
от восторга
во время чтения».
Флобер.
«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир...»
Мопассан.
Ребята,
сегодня мы
открыли первую
страницу романа
«Война и мир»,
страницу
его
создания.
Впереди незабываемые
встречи с героями,
сцены военных
поражений
и
побед, впереди
сложная и интересная
жизнь ушедшего
поколения,
поколения
таких
титанов,
как Кутузов,
Наполеон,
Багратион...
Незабываемых вам впечатлений, новых уроков постижения и совершенствования.
«Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л.Н.Толстой)
Н.Страхов: «...Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная...это быль, и были семейная».
И.С.Тургенев: Оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов».
В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».
Толстой
сумел всем не
угодить. Достоевский
упрекал этих
деятелей в том,
что они
представляют
русский народ
по парижским
блузникам. Если
видели, что
изображаемый
писателем
народ не походил
на их идеал, то
отрицали
книгу.
Толстой
всем обвинениям
мог противопоставить
только одно
- свой труд.
И
читатели встретили
книгу с большим
интересом. Они
почувствовали,
что правда
на
стороне
автора романа.
Толстой сумел
поставить
коренные вопросы
народной жизни
и
создать
героическую
эпопею в то
время, когда
во многих радикальных
кружках сама
мысль
о России вызывала
лишь досаду
или откровенные
насмешки.
Не находите ли вы, ребята, что это очень похоже на наше' время?
Но, как говорил сам Толстой: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Виктория Эдуардовна
→ Victoria5086 15.02.2015 0 9066 759 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.