Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"; 9-11 класс
Произведения Н.В. Гоголя предоставляют большие возможности для освоения сложноподчинённых предложений, в том числе с несколькими придаточными. Предлагаю методическую разработку урока по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» и дидактические материалы к урокам.
Данные дидактические материалы найдут применение на уроках различных типов. Их использование при объяснении и закреплении материала, в диктантах разных видов, в самостоятельной или групповой работе не только поможет учителю рассмотреть вместе с учащимися типы подчинения в СПП и постановку знаков препинания, но и воспитает вкус и интерес к русской классике. Материалы могут быть использованы на уроках русского языка в 9, 10, 11 классах.
Цели:
- формирование понятия о структуре СПП с несколькими придаточными;
- развитие навыков самостоятельной и групповой работы; освоение тестовых методик;
- воспитание интереса и любви к классической литературе посредством обращения к творческому наследию Н.В. Гоголя.
Задачи:
- уметь распознавать СПП с несколькими придаточными;
- знать о различных типах подчинения (однородном, неоднородном, последовательном) в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
Оборудование:
- тексты для орфоэпического диктанта (для каждого учащегося);
- задания для парной работы (по количеству пар в классе);
- карточки – задания для индивидуальной работы (для каждого учащегося);
- схемы предложений с различными типами подчинения.
Фрагмент
- Оргмомент.
- Проверка ДЗ
- 3 ученика вызываются к доске, записывают по одному предложению из домашнего задания, разбирая их по схеме:
- грамматические основы
- средства связи в СПП
- смысловой вопрос
- главное и придаточное предложение
- схема предложения
- Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (Гоголь, «Мёртвые души»)
- Несмотря на то что дьяк проткнул для себя пальцем порядочную дыру, пленникам сильно прискучило сидеть в мешках. (Гоголь, «Ночь перед рождеством»)
- Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и как будто сюда на время нагромоздили всю мебель. (Гоголь, «Мёртвые души»)
- Класс пишет орфоэпический диктант (расставляет ударения в предложенных словах):
Агент, алфавит, аэропорты, балованный, баловать, балуясь, банты, бороду, брала, бралась, бухгалтеров.
(Слова взяты из орфоэпического минимума для подготовки к ЕГЭ)
После окончания диктанта все слова проговариваются вслух
- Проверка записанных на доске предложений из домашней работы (при проверке 1го предложения проводится попутное повторение об однородных членах предложения).
Учитель: - Что такое однородные члены?
- По каким признакам они выделяются?
- Какие однородные члены есть в этом предложении?
- Целеполагание.
Ученики сравнивают оформленные на доске варианты анализа предложений со своими вариантами. Выясняется, что затруднения возникли при анализе 3го предложения.
Учитель: - Почему у нас получилось по-разному? (не изучали, не встречались).
Ученики приходят к выводу, что 3 предложение – предложение неизвестной им структуры.
- Учитель:
Сегодняшняя тема "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными" потребует вашего внимания, трудолюбия, заинтересованности. А помогут нам в освоении темы произведения Н.В. Гоголя.
- Объяснение нового.
а) анализ предложения с последовательным типом подчинения (анализируемое предложение может быть выписано на доску, спроецировано на экран или интерактивную доску)
Бывают люди, которые накидывают на себя бойкость именно для того, чтобы маскировать известную неловкость положения.
Учитель: - Такой тип подчинения, как в данном предложении называется последовательным.
б) анализ предложения с однородным типом подчинения (анализируемое предложение может быть выписано на доску, спроецировано на экран или интерактивную доску)
Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиками и пили кофе. (Гоголь, «Старосветские помещики»)
- понятен ли вам термин «соподчинение»?
- как вы его объясните?
в) анализ предложения с неоднородным типом подчинения (анализируемое предложение может быть выписано на доску, спроецировано на экран или интерактивную доску)
Хотя день был очень хорош, земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички сделались скоро покрытыми ею, как войлоком. (Гоголь, «Мертвые души»)
Рефлексия.
Учитель: - Какие типы подчинения в СПП с несколькими придаточными вы узнали?
- По-вашему, с какой целью использует Гоголь предложения такой структуры? Какие возможности предоставляет писателю их использование?
Работа в парах. (Образец задания для парной работы см. в Приложении).
По окончании работы к доске выходят 4 пары учеников, представляя результаты выполнения задания.
6. Индивидуальная работа с текстом (Образец задания для индивидуальной работы см. в Приложении).
Самопроверка осуществляется с использованием проектора или интерактивной доски.
Учитель: - В каких предложениях затруднились со знаками препинания?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яшина Татьяна Ивановна
→ tatyana108 29.04.2015 0 13924 953 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы