Конспект урока русского языка "В гостях у осени" по теме "Главные члены предложения"
Цель урока: систематизировать приобретенные знания о главных членах
предложения; выработать умения правильно ставить тире
между подлежащим и сказуемым; умение использовать знания
о главных членах в письменной речи, при анализе текста;
совершенствовать навыки монологической и диалогической
речи.
Ход урока:
I. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Материал для наблюдения.
Запись на доске.
Р..няет лес б..гряный свой убор,
Сребрит моро.. увянувшее поле,
Проглян..т (как)будто (по)неволе
И скро..тся за край окружных гор.
- Прочитайте надпись на доске.
- Какая картина представляется вам?
- Почему не понятна?
- Что такое основа предложения?
- Попробуйте восстановить главные члены в этой записи. Для этого вспомните, из какого стихотворения эти строки.
( Учитель открывает запись.)
- Перед нами отрывок из стихотворения А.С. Пушкина « 19 октября. »
- Согласны ли вы, судя по проделанной работе, с утверждением лингвиста Ширяева о том, что предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи? Это легко обнаружить, задавая вопрос от одного члена предложения к другому. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки. Сказуемое – главный распорядитель синтаксической цепочки.
III. Формулировка цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим сведения о главных распорядителях синтаксической цепочки.
- Подскажите.
- Давайте обратимся к еще одной записи. Прочитаем ее.
Злюкий тябрь сыляпает репсти с рикочневых руков ребез.
- Понятно ли о чем идет речь?
- Если не принимать во внимание смысл, является ли запись предложением с точки зрения грамматики?
- Попробуем найти здесь подлежащее и сказуемое.
- Подлежащее тябрь выражено существительным. А чем еще может быть выражено подлежащее?
- Можем ли мы определить вид сказуемого сыляпает?
- Как вы определили?
- Какие виды сказуемых вы еще знаете?
- Попробуйте расшифровать данную запись.
( Злой октябрь осыпает перстни с коричневых рук берез.)
Т.О. подлежащее и сказуемое легко обнаружить даже в такой зашифрованной записи.
- С какими пунктуационными правилами мы познакомились, изучая подлежащее и сказуемое?
- Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
- Когда между подлежащим и сказуемым тире не ставится?
- Ребята, мы не зря сегодня обратились к стихотворным строкам об осени. Многие поэты, писатели, художники воспевали эту пору в своих творениях. Для многих из них осень – одно из любимейших времен года. И сегодня они приглашают нас в гости к осени.
В этом году золотая осень долго радовала нас своей красотой. Но ветер и холода лишили её наряда. И наше дерево теперь стоит без единого листа. На время мы попытаемся вернуть ему первозданный вид. А поможем мы своими знаниями. За каждый правильный ответ вы будете получать осенний листок, и чем больше правильных ответов, тем красивее будет осенний наряд.
- Ребята, каждому из вас был вручен пригласительный билет в гости к осени. Но чтобы попасть на этот праздник, нам нужно выполнить задание теста. А проверят правильность выполнения этого задания хозяйки праздника…
( объяснение задания и выполнение теста )
- А пока идет проверка тестового задания, мы вернемся к стихотворению А.С. Пушкина и объясним пропущенные орфограммы. У доски эту работу выполняет…, а вы , ребята, работаете на карточках.
Оглашение результатов теста.
- Я думаю, что ребят нужно пропустить на сегодняшний праздник с условием, что они обязательно повторят изученное на прошлых уроках и исправят свои ошибки.
- Итак, мы в гостях у осени, куда нас пригласили известные поэты. Давайте обратимся к их стихам, «посмотрим», в какую осень мы попали, понаблюдаем, как «работают» в стихах подлежащее и сказуемое, ведь слово в художественном тексте обретает новую жизнь, обнаруживает свои дополнительные значения, зажигается красками, включаясь в гармонию стиха.
- Давайте еще раз обратимся к замечательным стихам Пушкина.
- Какое настроение вызывает у вас этот отрывок?
- А благодаря чему достигается такое настроение?
- Как называется этот прием?
Т.О. грустное и печальное настроение передают глаголы – сказуемые, которые выполняют еще и роль сказуемых-олицетворений.
- А в чем необычность глагола – сказуемого сребрит? В какой форме он употреблен?
- Как вы думаете эта форма глагола – сказуемого выбрана Пушкиным не случайно?
- И действительно, природа увядает, но это происходит пышно, торжественно.
- Обратитесь к стихотворным строкам и найдите те из них, которые передают такое же настроение?
- Какую роль здесь играют глаголы – сказуемые? Какие слова передают торжественность природы?
- Чем интересно это стихотворение?
- Чем выражено подлежащие?
- Какую роль играют эти подлежащие в стихотворении?
- Какие еще строки вам хотелось бы прочитать?
- Какие глаголы – сказуемые вы увидели в этом стихотворении?
- Чем необычно подлежащее «хлад»?
Такой предстала осень в стихах поэтов. Посмотрим, а какой увидели осень композиторы.
- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».
- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?
- Обратите внимание на «царя» предложения - сказуемое. Назовите их.
- Чем выражено именное сказуемое?
- Эти глаголы – сказуемые передают личное отношение автора к осени, а составное именное сказуемое, выраженное ??? прилагательным называет не постоянный признак, а развивающийся во времени.
- А чем выражено подлежащее?
- Почему поэт вводит в стихотворение подлежащее – местоимение?
Подлежащее, выраженное личным местоимением, придает стихотворению оттенок искренности, взволнованности, задушевности.
- А какую картину представила…?
- Чем необычны грамматические основы предложения в этом стихотворении?
- Теряется ли от этого прелесть стихотворения?
- В стихотворении нет глаголов – сказуемых, смысловую нагрузку взяли на себя существительные – подлежащие.
- А что скажут нам ребята, получающие музыкальное образование?
- Благодаря чему достигается быстрота темпа стихотворения?
- Почему автор повторяет слова?
- Установите на слух, как автор передает звуки осени?
- Как называется такой прием, когда своим звучанием слова напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления?
- Итак, мы убедились с вами в том, что подлежащее и сказуемое в поэтическом тексте обретают новую жизнь.
Впечатления, навеянные осенью великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.
- Давайте посмотрим, а какой осень видит художник?
- Вика получила задание понаблюдать за тем, у кого из русских художников, осенние пейзажи самые выразительные.
- Какой тип речи, использовала Вика, создавая рассказ по картине?
- Обратите внимание на текст, Вика подготовила вам его заранее. Посмотрите его еще раз.
- Как вы считаете, удачно ли подобран текст к уроку?
- Какие формы сказуемых встречались в тексте?
- А каких сказуемых больше? Почему?
Вывод. Убедились ли мы в том, что подлежащее – существительное и сказуемое – глагол в тексте играют главную роль?
Домашнее задание. Используя эти типы сказуемых, составьте дома сочинение – миниатюру на тему « Осень за окном моего дома. »
Итог:
- Давайте оценим нашу работу на уроке. Составьте осенний букет из своих листиков.
- Помогли ли мы осени? Кто больше, кто меньше, делайте вывод сами…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермилова Марина Владимировна
→ mayban 16.04.2010 4 11090 1446 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.