Статья "Театрализация аналитического процесса"
Театрализация аналитического процесса Воробьёва М.Б.
(из опыта работы учителя)
Инновационный урок в 10 классе.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Уход детей от книги в мир гаджетов и кино заставляет учителя искать новые формы работы на уроках ,такие ,которые не только заинтересуют учащихся и привлекут их к чтению текста художественного произведения ,но и позволят учителю выполнить поставленные учебные задачи.
Из многолетнего опыта моей работы таким приёмом стала театрализации аналитического процесса. Если сказать проще, уроки ,проходящие в форме ролевой игры.
Конечно, такая работа требует особой подготовки учителя. Но разве меньше мы готовимся к обычным урокам? К тому же ,поверьте, работа вызовет интерес не только у вас , но и у ваших подопечных .Автору этих строк приходилось проводить такие уроки далеко не в«сильных классах», и я видела, как ребята оживлялись, шли на урок с интересом, приносили тексты произведения ,готовились.
А теперь подробнее об этом необычном эксперименте ,на который меня вдохновил любимый мною Ф.М. Достоевский.
В основе сюжета романа- убийство старухи-процентщицы ,её сестры Елизаветы и ,если не вдаваться в тонкости психологической канвы писателя, -это обычная детективная история, столь привлекательная для современного читателя. В эпилоге Достоевский скажет, что Раскольников не походил на обычного убийцу,что удивляло судей. Убил и ничего не взял ,никакой корысти не имел. Поему? Этих «почему» в романе очень много, на
них учитель и может построить диалог с молодыми душами. Но ,чтобы это не звучало по-менторски назидательно, выберем форму ролевой игры «Суд над Родионом Раскольниковым»
.
Наш эксперимент заключался не только в необычной форме уроков: мы решили заснять всю серию уроков, а в дальнейшем смонтировать фильм. Хочется отметить ,что ученик, которому досталась роль оператора, сейчас действительно работает на канале «Культура» в данной профессии.
Итак, распределив роли(прокурора ,судьи, адвоката, присяжных, свидетелей, обвиняемого), мы с воодушевлением приступили. Парты в классе расставили по-особому, не занятые в процессе ребята(их было очень немного) могли свободно включаться в ход урока ,что они успешно и делали. Надо сказать ,что первые 2 урока прошли в традиционной форме, они были необходимы, чтобы познакомить учащихся с философией романа,узнать ,насколько класс знаком с текстом .Хорошо ,если урокам предшествует экскурсия по местам, связанным с творчеством Достоевского .Нам это удалось, и часть кадров в нашем фильме состояла из снятого на экскурсии материала.
На роль судьи, прокурора, защитника были выбраны наиболее сильные учащиеся. С ними предварительно обсудила круг вопросов ,которые должны прозвучать на суде. Роль учителя направляющая, организующая ,подсказывающая .Всем выступающим было предложено внимательно перечитать эпилог ,т.к. там ключ к прочтению.
Основным доказательством на таком судебном процессе был ,конечно, текст К нему мы обращались постоянно, особенно в спорных вопросах. Таким образом, на хорошем эмоциональном подъёме прошло 6 уроков. Отснятого материала было на 2.5 часа. При монтаже наш оператор оставил для демонстрации фильм на 30минут ,с которым мы потом выступили на районном семинаре.
Фильм тиражировали и на выпускном вечере в 11классе вручили каждому на память.
Надо отметить, что эти дни запомнились ребятам среди всей череды традиционных уроков .Я видела ,как они с интересом спешат на урок ,ждут встречи с Достоевским.
В наше время ,когда интерес к урокам литературы падает ,такие формы позволяют поддерживать интерес учащихся к предмету и активизировать их творческое начало.
02.02 .2017года М.Б. Воробьёва
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воробьёва Марина Борисовна
→ Публикатор 03.02.2017 0 1537 127 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.