Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»



Урок литературы


Чуприна Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

I категории

МОУ Лицей № 23 г. Сочи

Класс: 10

Программа: "Литература. 10-11 классы." Под ред. Курдюмовой.

Тема урока: Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Тип урока: семинар

Оборудование: дидактический раздаточный материал по теме урока

Цели:

  1. Развитие умения анализировать художественный текст с опорой на личностный опыт.

  2. Закрепление умения составлять характеристику литературного героя с опорой на личностный опыт.

  3. Обучение сопоставительному анализу критических статей на основе формирования культуры ведения дискуссии.

  4. Развитие умения пользоваться монологической речью, работы в группах.


Ход урока

I. Диалог по тексту пьесы «Гроза» (проверка домашнего задания).

- Любит ли Катерина Тихона?

- Почему Катерина изменила мужу?

- Можно ли назвать ее безнравственной женщиной?

- Почему Катерина признается мужу в измене?

(учащиеся отвечают на вопросы устно, высказывают в диалоге свое мнение и подтверждают его цитатами из текста и выводами)

III. Работа в группах с отрывками из критических статей Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы»

(учащимся выдаются листы с отрывками статей, дается время на чтение и самоопределение)

Добролюбов: «В цельности и гармонии характера Катерины заключается его сила… Ничего в нем нет внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться. Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В этом сила ее характера».


Писарев: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей… Русская Офелия, Катерина, совершив множеств глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую глупость.»

Вопросы и задания для работы в группах:

- Чье мнение вам ближе? Почему?

- Если ваша точка зрения на образ Катерины не совпадает с мнением критиков, выскажите ее, аргументируйте.

(Учитель заранее формирует группы из 4-5 человек с учетом пожеланий учащихся)

IV. Презентация работы групп (1-2 ученика от каждой группы дают характеристику литературного героя на основе своего отношения, личностного опыта)

Учитель оценивает учащихся по собственной индивидуальной методике оценивания.


V. Работа над сочинением-миниатюрой «В чем трагедия главной героини?»

(учащиеся письменно высказывают своё мнение на основе прочитанного и обсужденного на уроке) . Объем работы - 5-6 предложений.

VI. Домашнее задание. Подготовить письменный ответ на вопрос: «Возможен ли для Катерины путь Варвары?» (6-8 предложений)


Полный текст материала Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чуприна Любовь Александровна  чуприна
16.05.2010 1 10865 1470

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК