Разработка урока литературы "Ю.П.Казаков "Тихое утро"; 7 класс
Анализ сложных жизненных ситуаций на основании углубленного понимания всех компонентов рассказа «Тихое утро».
Цели: научиться анализировать сложные жизненные ситуации на основании углубленного понимания всех компонентов рассказа «Тихое утро».
Задачи урока:
- обучающие – познакомить учащихся с творчеством Ю.Казакова; с особенностями характера героев рассказа «Тихое утро»
- развивающие – совершенствовать навыки анализа текста; научить навыкам грамотного составления сравнительных характеристик героев;
- воспитывающие – воспитывать находчивость, чувство солидарности, взаимовыручку как мерило нравственности человека.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: запись на доске (дата, тема урока), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку
План урока:
№ |
Этап |
Методические приемы, используемые на данном этапе урока |
Средства |
1 |
Организационный момент |
создание благоприятного эмоционального настроя, ситуации успеха |
аудиозапись звуков природы |
2 |
Этап проверки дом.здания |
беседа, взаимоконтроль |
мультимедийный проектор, презентация (изображение маков), слово учителя |
3 |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока |
элементы проблемного обучения |
рассказ учителя, презентация, книги писателя |
4 |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
мини – исследование, групповая работа, беседа, взаимоконтроль; внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка |
презентация (рассказ «Тихое утро»), запись на доске |
5 |
Этап первичной проверки понимания изученного |
разноуровневые задания, беседа, словесное рисование, внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка; контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах |
музыкальная физминутка, схемы плана, учебник, записи в тетради |
6 |
Этап обобщения и систематизации знаний |
беседа, анализ, синтез при составлении сравнительной характеристики |
таблицы |
7 |
Этап подведения итогов урока |
дифференцированный подход к учащимся |
контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах |
8 |
Этап информации о домашнем задании |
разноуровневое домашнее задание: индивидуальные задания, групповые |
слово учителя
|
9 |
Оценка деятельности |
самооценка, взаимооценка |
слово учителя |
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
I. Организационный момент |
1.Приветствие Звучит аудиозапись звуков природы. Учитель здоровается с детьми, проверяет подготовленность классного помещения, фиксирует отсутствующих в классе, организует внимание школьников, формулирует целевые установки урока и план работы. |
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм. |
II. Этап проверки домашнего задания |
1. Пересказ эпизодов рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» Учитель внимательно прослушивает пересказ, следя за логикой повествования, рекомендует использовать выразительные средства языка, особенно при описании короткой, но яркой жизни маков. Во время пересказа вывести на экран репродукцию с изображением маков (слайд №1) |
Учащиеся пересказывают понравившиеся им эпизоды из рассказа «Живое пламя». Остальные дополняют пересказы или уточняют то, что пропущено рассказчиками. При пересказе учащиеся могут воспользоваться планом эпизода, составленным при подготовке домашнего задания. |
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
|
1. Сообщение темы урока - Юрий Павлович Казаков довольно поздно стал задумываться о том, чтобы посвятить себя литературному труду. Но первые же рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре» и др. А сегодня мы познакомимся с рассказом Ю.П.Казакова «Доброе утро» (слайд 2) 2. Формулирование целей урока - Вы дома прочитали рассказ Ю.П.Казакова «Тихое утро». Попробуйте сформулировать задачи, которые мы будем решать на уроке. - На сегодняшнем уроке мы продолжаем совершенствовать навыки анализа текста, учимся грамотно составлять цитатный и обычный планы, сравнительные характеристики героев. |
Учащиеся внимательно слушают, на слайде находят произведения, о которых рассказывает учитель.
Дети вспоминают о видах учебной деятельности на предыдущих уроках и формулируют предполагаемые задачи на урок: чтение по ролям, словесное рисование, составление плана, характеристик героев. |
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий |
1. Чтение статьи учебника «Ю.П.Казаков» Учитель предлагает читать текст «цепочкой», иногда акцентируя внимание учащихся на интересных моментах из творческой биографии писателя. - Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный случай. То же самое можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (слайд 3). Вы прочитали его дома, теперь прочитаем рассказ ещё раз, но уже по ролям, прочитаем внимательно, не спеша. 2. Выразительное чтение рассказа по ролям. При неверной трактовке образа обращать внимание учащихся на характер героя, описанный писателем с помощью выразительных средств языка.
4. Работа в тетрадях - Записываем дату и тему урока (запись даты и темы на доске) 5. Составление плана рассказа. - Ребята, какой вид плана, обычный или цитатный, будем сегодня составлять, вы решаете каждый сам для себя. Работу по составлению плана проводим в группах. - Вспоминаем, чем отличается цитатный план от обычного.
- Просматриваем первую часть рассказа
|
Дети выразительно читают текст «цепочкой», знакомясь с биографией писателя
Дети выразительно читают по ролям, стараясь при помощи интонации выразить своё отношение к событиям или героям рассказа
Дети записывают дату и тему урока.
Дети решают составлять и цитатный и обычный план. Делятся на две группы.
- На 11 частей.
Вариант обычного плана: Ранним утром
|
V. Этап первичной проверки понимания изученного |
1. Анализ составленного плана - Проверим работу первой группы, которая составляла обычный план.
- Есть ли замечания или предложения по плану обычному?
- А теперь проверим работу второй группы, которая составляла цитатный план.
2. Словарная работа РИга – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай. КосАрь – большой тяжёлый нож, который делается из обломков косы и применяется обычно для щепления лучины. БочАг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток пересохшей реки. КугА (или осОка) – болотное растение.
3. Физминутка 3. Беседа по рассказу а) Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?
б) По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? г) Как вели себя в минуту опасности мальчики?
4.Словесное рисование тихого летнего утра - Ребята, представьте, что это не Володя и Яшка утром отправились на рыбалку, а вы. Попробуйте закрыть глаза и представить себе тихое летнее утро. Что вы видите, слышите, ощущаете |
Дети по группам представляют получившиеся планы, анализируют. Обычный план(схема): 1. Ранним утром. Дети, анализируя план, могут предлагать свои варианты названия частей плана. Это обговаривается, и если предложенный вариант более полно характеризует ту или иную часть рассказа, то возможна замена на лучший вариант.
Цитатный план (схема): 1. «Когда проснулся Яшка». Дети работаю с данным планом аналогично работы с обычным планом: обсуждают, анализируют, заменяют (если это необходимо) пункты плана
Дети работают со словарём В.И.Даля. Слова и их лексическое значение записывают в тетрадь,
Дети, опираясь на содержание рассказа, отвечают на вопросы. - Яшка был недоволен Володей и все своим видом это показывал. А Володя сначала чувствовал себя неловко, а затем ему стало необыкновенно весело, он «почувствовал, как хорошо выйти утром из дому», «как славно и легко дышится». - По звукам, которые птицы издают: утки – чир-чир-чир, а дрозды звенят.
|
VI. Этап обобщения и систематизации знаний |
1. Составление сравнительной характеристики главных героев - Мы с вами сегодня много говорили о главных героях. Сейчас, создавая сравнительную характеристику Яши и Володи, отметим общее и различное в поведении и характерах героев. - Каждая группа записывает характеристику своего героя в тетради. Работаем параллельно: внешний вид Яши – внешний вид Володи. Проанализировали, проговорили вслух, записываем в тетрадь. Желательно, для характеристики находить цитаты в тексте. |
Дети работают в прежних группах: первая группа характеризует Володю, вторая – Яшу.
|
VII. Этап подведения итогов урока |
Учитель организует деятельность учащихся по анализу их успешности на уроке. - Что нового узнали?
|
Дети анализируют свою работу на уроке: что им удалось, что – нет. Оценивают свою деятельность.
|
VIII. Этап информации о домашнем задании |
1.Групповые задания: 2. Индивидуальные задания: 3. Закончить характеристику своего героя |
Разноуровневые задания: учащиеся самостоятельно выбирают задание для себя |
IX. Оценка деятельности |
Учитель даёт качественную характеристику работы класса и отдельных учащихся, выставляет оценки. |
Дети оценивают понравившуюся работу товарища: чей пересказ понравился, почему. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коваль Вероника Вадимовна
→ nikako95 19.12.2017 0 9715 289 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы