Конспект и презентация к уроку литературы "Человек и природа в лирике А. Фета"; 10 класс
В основе урока литературы - проблемно-эстетический анализ стихотворений А. Фета ("Ласточки" (1884), "Одним толчком согнать ладью живую..."). Для учителей русского языка и литературы.
Цель урока: на основании проблемно-эстетического анализа стихотворений А.Фета составить представление об особенностях его поэтики.
Задачи:
Развивающая:
- развитие монологической речи, логического мышления обучающихся.
Образовательная:
- развитие у обучающихся умения анализировать поэтический текст на основе эмоционально-смыслового восприятия;
- совершенствование умений обучающихся структурировать учебный материал в виде схемы.
Воспитательная:
- воспитание культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- тексты стихотворений А.Фета («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ласточки»);
- презентация к уроку (Приложение 1).
- компьютер;
- проектор;
- раздаточный материал;
- музыка П.И. Чайковского («Осенняя песня»)
Методические приемы:
- актуализация знаний обучающихся на основе кластера и интеллектуальной разминки;
- проблемно-эстетический анализ поэтического текста на основе эвристической беседы и групповой работы;
- оформление результатов совместной интеллектуальной деятельности учителя и учащихся в виде логико-структурной схемы.
I. Приветствие.
II. Подготовка учащихся к работе на уроке. Стадия вызова.
Эпиграф к уроку: «Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты»(А.Фет).
- Что является источником тем и образов словесного искусства? (ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК)
- Как называется род словесного искусства, отражающий чувства, раздумья человека? (ЛИРИКА)
- Можно ли утверждать, произведения разных поэтов имеют отличия? Почему? (ДА, СВОЯ ОСОБЕННОСТЬ)
- К поэтическому искусству какого автора мы обратимся сегодня? (АФАНАСИЙ ФЕТ)
На основе ключевых элементов сформулируйте тему урока. Какие вопросы мы будем рассматривать в рамках данной темы? (ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ФЕТА. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПОЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ).
Цели для учащихся:проанализировать стихотворения Фета; обобщить особенности его поэтической системы в ЛСС.
III. А какие инструменты помогают открывать тайны поэтических образов? Вспомнить это нам поможет Интеллектуальная разминка:
1. «Что есть что?». Индивидуальная работа по карточкам у доски (письменно):
Карточка №1.
а) троп (?)
б) эпитет (?)
в) рифма (?)
г) поэтика (?)
Карточка №2.
а) ямб (?)
б) метафора (?)
в) строфа (?)
г) оксюморон (?)
2. «Подскажи словечко».Задание классу:допишите поэтические строки, укажите авторов. Подумайте, в чём отличие поэтического языка разных авторов?
а) Мысль изречённая ….…….. .(есть ложь;Ф.И.Тютчев “Silentium”);
б) Опять серебряные змеи………… (через сугробы поползли; А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»);
в) Что душа всё так же счастью
И ………………… (тебе служить готова; А.А.Фет «Я пришёл к тебе …»);
г) Туманная и тихая лазурь
Над ……………… землёю (грустно-сиротеющей; Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»);
д) В дымных тучках пурпур розы,
………………… (отблеск янтаря; А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»);
е) Не то, что мните вы, природа:
…………………………… (не слепок, не бездушный лик; Ф.И.Тютчев);
ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи …………(у наших ног в гостиной без огней; А.А.Фет «Сияла ночь…»);
Проверка интеллектуальной разминки:
1. Карточки №1, №2 (ответы на экране). Замечания по ответам?
2. Взаимопроверка задания «Подскажи словечко» (ответы на экране).
Критерии: «5» - без ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3 ошибки.
- Смогли ли вы определить, кому принадлежат строки? Что отличает поэтический язык Ф.И. Тютчева от языка А.Фета? (афористичность, философичность)
IV. Анализ поэтических текстов.
Некоторым стихотворениям А.Фета, в частности позднего периода, также свойственна философичность. Сегодня мы рассмотрим два произведения из поэтического сборника «Вечерние огни», помещённых автором в разделе«Элегии и думы».
1. Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887). Чтение наизусть(подготовленный ученик).
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец![2:57]
1. Что преобладает в стихотворении – существительные, прилагательные, местоимения, глаголы?
а) В какой форме они употреблены? (ИНФИНИТИВЫ)
б) Какую роль играют глаголы? Найдите их в тексте.
Примечание:
1 строфа: согнать (ладью), подняться (в жизнь), учуять;
2 строфа: (сон) прервать, упиться (неведомым, родным),
дать (жизни вздох), дать (сладость), почувствовать (чужое своим);
3 строфа: шепнуть, усилить (бой); личные глаголы:немеет (язык), владеет (певец).
(ГЛАГОЛЫ→ДЕЙСТВИЕ→ПОЛОЖЕНИЕ В СТИХЕ→УСКОРЕНИЕ ТЕМПА→ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК→МЕЛОДИКА СТИХА: пятистопный ямб с сильной и ослабленной рифмой)
2. Каков образный ряд стихотворения? (ЛАДЬЯ, БЕРЕГА)
а. В какой строфе он «предметен»? Реальны или метафоричны эти образы? (ЭТА ЖИЗНЬ = ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, ЗЕМНОЕ БЫТИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ ИНОЙ ЖИЗНИ→ «ЦВЕТУЩИЕ БЕРЕГА»: РЕАЛЬНЫЙ МИР ИДЕАЛЬНЫЙ МИР).
б. Какие выразительные средства языка создают эти образы? (эпитеты «тоскливый сон», «цветущих берегов» и т.д.)
в. Какую роль играют оксюмороны в стихотворении? (ВЕЛИЧИЕ ПОЭТА→ПОЭТ-ТВОРЕЦ, НАДЕЛЁННЫЙ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛОЙ)
3. А кто является главным образом в стихотворении? (ПЕВЕЦ)
4. Каково авторское понятие слова «певец»? Какой эпитет использует автор?
5. О каком «венце» идет речь? (ПОЭТ – ИЗБРАННИК, ТВОРЧЕСТВО САМОДОСТАТОЧНО; «ВЕНЕЦ»→НАГРАДА→ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДАР).
6. Имеют ли поэтические откровения автора философскую значимость?
(Для Фета искусство было именно воплощением идеального; «избранный певец» и «Я» не тождественны, но принадлежность автора подразумевается»). Фет оценивал свое место в поэзии высоко: «…по силе таланта лирического передо мной все современные поэты в мире сверчки» (из письма).
V. Эмоциональная разминка.
Лирика отражает чувства, переживания, раздумья человека, но самый эмоциональный вид искусства – музыка. Не случайно столь близки два великих имени в русском искусстве – Фет и Чайковский. Почувствуйте, как созвучны их произведения.
Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского.(Приложение 2).А теперь обратимся к другому стихотворению Афанасия Фета из раздела «Элегии и думы» – «Ласточки».
VI. Анализ стихотворения «Ласточки» (1884). Чтение наизусть(подготовленный ученик).
Ласточки
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же тёмная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?[2:48]
Работа в группах.Мы услышали красоту поэтического слова Фета, а теперь откройте тайны его поэзии. Подумайте над вопросами по стихотворению в группах, подготовьте ваш вариант ответа. Через 7 минут обменяемся мнениями.
- Объясняет ли название всю полноту содержания текста? О чём это стихотворение? Возможен ли однозначный ответ?
- Какие выразительные средства участвуют в создании образов стихотворения? (эпитеты стрельчатой ласточкой (хвост как у арки с острым углом), молниевидного крыла, праздный соглядатай (тайный наблюдатель).
- Что образует ритмический рисунок стихотворения? (ГЛАГОЛЫ→ДИНАМИКА – 1,2 строфа; риторические вопросы –3,4 строфа →размышления о природе творчества). А что придаёт ему особую мелодичность? (аллитерация [л]; инверсия; сложный синтаксис; рифма – мужская, женская).
- Имеет ли особое, художественное, значение количество строф? (2х2-части; 4 строфы=целостность).
- Каков смысл поэтического высказывания в последней строфе?
- Что означают эпитеты в выражениях: «сосуд скудельный»; «запретный путь»; «запредельная стихия»? (вдохновенье связывается с запретным путём, запредельным; сосуд скудельный, т.е. из глины – библеизм).
- Как увиден полёт ласточки? Какая связь между полётом ласточки и творческим сознанием поэта? (для ласточки опасно стремление к водной глади – для лирического героя запретно и дерзко желание зачерпнуть каплю из горнего мира - символ вдохновения).
- В чём суть поэзии, по Фету? Какова роль поэта? Может ли он претендовать на всевидение и всезнание? С чем сопоставляется «вдохновение человеческого Я»? (дух человека стремится к потустороннему познанию; смерть «стихия чуждая и запредельная» одновременно и страшит и притягивает лирического героя).
Можно ли на основании наших «открытий» судить о художественном почерке Фета? Систематизируем итоги наших размышлений в ЛСС, чтобы закрепить ваши новые знания об особенностях поэтики Фета.
VI. Построение ЛСС «Особенности поэтической системы Фета».
- В чём проявляются особенности поэта? (особыйхудожественный почерк)
- Каковы поэтические образы Фета: предметны или метафоричны?
- Какова роль мелодической стихии в его лирике? (исключительная)
- Свойственна ли Фету лирическая субъективность? Значительна ли её степень?
- В чём эта субъективность проявляется? Что характерно в восприятии мира для поэзии Фета? (гармония и красота окружающего мира)
Что вы узнали нового о поэзии Фета? Что открыли в поэтической системе русского лирика? Чей вклад в общее дело урока наиболее значим? Что открыли нового в одноклассниках?
VII. Домашнее задание:
- Наизусть одно из рассмотренных стихотворений Фета (по выбору).
- Сочинение-миниатюру «Особенности поэтической системы Фета» с использованием ЛСС (письменно).
- Выступление (три минуты) по теме «Сравнительный анализ поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета» с аргументацией и иллюстрацией текстом. (Задание 2 или 3 по выбору).
VIII. Рефлексия.
И снова обратимся к эпиграфу: «Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты» (А.Фет)
Современник Фета, искусствовед П.Кудрявцев, писал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви». Согласны ли вы с поклонником творчества пота?
Какую красоту и в чём вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет? (на экране)
На обороте карточки интеллектуальной разминки выполните творческую письменную работу: 4-6 предложений. Работу сдайте по окончании урока.
ЛИТЕРАТУРА
- Дыханова, Б.С. Книга для учителя-словесника: 10 класс/ Б.С. Дыханова. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 131 с.
- Тютчев, Ф.И. Стихотворения / Ф.И. Тютчев. – М.: Художественная литература,1985. – 334 с.
- Фет, А.А. Стихотворения, поэмы, переводы/ А.А. Фет. – М.: Правда, 1985. – 560 с.
- Фет, А. Воспоминания / Предисл. Д.Благого. Сост. и прим. А.Тархова / А.Фет. – М.: Правда, 1983. – 496 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Легенькая Анна Николаевна
→ Публикатор 14.02.2018 7604 431 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы