Конспект урока русского языка "Структура и система языка"; 10 класс
Рыжкова Елена Сергеевна, МБОУ СОШ № 58 г.Новосибирска
Конспект урока по русскому языку для 10 класса
Тема: Система и структура языка
Тип урока: обобщающее повторение
Цели: - обобщение и систематизация теоретического материала по теме;
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование интереса к изучению русского языка и литературы;
-воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
Задачи: показать межпредметные связи русского языка с литературой, этикой.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, case study, кластер
Задача учителя при применении частично-поискового метода - научить учеников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у учащихся знания и умения. Ученикам самим предлагается найти правильный ответ. С помощью этого метода ученики не пассивно воспринимают информацию, а сами активно участвуют в уроке.
Кластер - это графический прием систематизации материала. Вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Этот метод работает на запоминание материала, помогает показать системные отношения в русском языке. Особенно актуальным применение этого метода может оказаться на уроке «Система и структура языка». Используется презентация.
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме. На уроке организовано небольшое исследование учащимися текста.
Case study (метод конкретных ситуаций). Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Не случайно на уроке дается текст «из жизни». Учащиеся редактируют текст и рассуждают на тему грамотности в интернете, примеряют ситуацию на себя.
Ожидаемый результат: не только повторение и систематизация учебного материала, но и размышление на этическую тему, обращение к текстам, изучаемым на литературе, самостоятельное исследование. Кроме того, предполагается, что использование текста, в котором описана ситуация, близкая детям, поможет заинтересовать учащихся.
Этапы |
Деятельность учителя и ученика |
Орг.момент , цели |
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами обобщим и закрепим тему «Система и структура языка». Вы уже знаете, что русский язык представляет собой систему? Что же входит в нее? (Состоит из уровней, в систему входят звуки, слова, морфемы, предложения…) |
Закрепление Используемый метод - кластер |
Давайте с вами вместе напишем эти уровни по порядку (выполняется самостоятельно, потом сравнивается результат) 6. связный текст (текст) 5. синтаксис (словосочетание и предложение) 4. морфология (части речи) 3. лексика (слово и его значение) 2. морфемика (морфемы) 1. фонетика (звуки) В каком порядке мы выстроили уровни? Давайте подумаем, какой наименьший уровень? (фонетика) А какие единицы изучаются на каждом уровне? Подпишите рядом. Для наглядности и лучшего запоминания рядом с каждым уровнем пишутся примеры и языковые единицы. |
Анализ языкового явления в тексте с несколькими деформациями |
Рассмотрим системность языка на примере: Зимой дворники наклеивали на черное небо золотые звезды, посыпали толчеными бриллиантами проходные дворы Петроградской стороны и, взбираясь по воздушным морозным лестницам к окнам, готовили на утро сюрпризы: тоненькими кисточками рисовали серебряные хвосты жар-птиц. (Т.Толстая, «Река Оккервиль») Задание: Спишите предложение, расставьте знаки препинания. На примере любого слова покажите элементы языковой системы: фонетической, морфемной, лексической, морфологической, синтаксической. Какие виды разборов для этого нужно сделать? По очереди 5 учеников делают разбор у доски: Дворники – [дворн’ик’и] – фонетический уровень И – окончание, основа – дворник, ник – суффикс, двор – корень Имя существительное – морфологический уровень В предложении является подлежащим – синтаксический уровень. Нужно сделать фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы. Знаете ли вы, из какого текста мы взяли это предложение? Знакомы ли вы с этим автором? Это Т.Толстая, «Река Оккервиль», современная проза. На досуге вы можете ознакомиться с этим произведением и поделиться своими впечатлениями на уроке литературы. |
Анализ языкового явления в тексте с несколькими смешиваемыми деформациями. Редактирование негативного образца Беседа, Case study |
Но только ли на уроках нам может пригодиться знание правил и уровней русского языка? Недавно к нам пришло письмо (текст раздается на листочках). Прочитайте текст. Вам не кажется, что автор этого послания допустил ошибки? Давайте поможем адресату. Здравствуй, Саша! Я обращаюсь к тебе как к моему адресанту. Сегодня я обратно прочитала роман «Война и мир». Книгу я купила, так как цена была дешевая, хотя в нашем огромном мегаполисе это редкость. Большая половина книги мне показалась интересной. Оказалось, что в книге более пятьсот пятьдесят пяти лиц. В романе описано ряд героев. Внешняя наружность героев не всегда соответствует душевным качествам. Я узнала, что князь Андрей был крепостником. После сцены у дуба у него появилась жажда к жизни. Волнительным моментом стало для меня прощание князя Андрея с отцом перед его уездом. Представляю себе физиономию князя Николая! Еще примечателен Пьер, его отличал ум и доброта. Я слышала, ты начала читать? Продолжай дальше читать, советую. Больше всего мне понравилась Наташа, так как она жизнерадостная оптимистка. Элен более красивее, чем Наташа, но она мне не нравится. Так как я прочитала роман, то задание я выполнила. А ты? Наташа. Итак, смогли ли мы помочь Наташе? Какие ошибки вы обнаружили? (на лексическом уровне: адресант, огромный мегаполис, дешевая цена, большая половина, уезд, жизнерадостная оптимистка, крепостник, физиономия; на морфологическом уровне: пятьсот пятьдесят пяти, более красивее; на синтаксическом уровне: описано ряд героев, отличал ум и доброта). Про какой текст говорит Наташа? А вы его уже прочитали? Тогда мы легко сможем ей помочь с лексическими ошибками. А как вы думаете, стоит ли правильно писать? В наше время большой популярностью пользуются социальные сети, с помощью которых можно общаться с друзьями, знакомыми. С появлением интернета вошло в моду искажение слов. Кроме того, многие люди не следят за своей грамотностью, пишут с ошибками, оставляя на всеобщее обозрение свои комментарии. Как вы относитесь к ошибкам в письмах ваших друзей? Допускаете ли вы сами ошибки? |
Самостоятельная работа |
Итак, мы с вами повторили материал и готовы к написанию самостоятельной работы. Для того чтобы выполнить задание, вам потребуется знание всех уровней русского языка. Есть здесь задание по синтаксису, морфемике и пр. Вам выдан текст(раздаточный материал) с заданием: Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора, расставьте знаки препинания. Потеряв одного из преследуемых Иван сосредоточил свое внимание на коте и видел, как этот стра(нн, н)ый кот подошел к п…дножке моторного вагона «А» ст…явшего на остановке нагло отсадил взвизгнувш… женщину уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. П…ведение кота настолько поразило Ивана что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично но гораздо сильнее был пор…жен поведением кондукторши. Та лишь только увидела кота лезущего в трамвай со злобой, от которой даже тряслась, закричала: — Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову! Знаком ли вам текст? Это отрывок из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который мы будем изучать на следующий год.
|
Итоги |
Что же мы с вами сегодня вспомнили? (что система языка представлена несколькими уровнями, каждому уровню соответствует определенные единицы языка). Только ли русским языком мы сегодня занимались? (нет, мы также затронули литературу, поговорили о современной и классической прозе, обсудили свою речь в интернете). Как вы думаете, для чего мы это сделали?(чтобы показать связь русского языка с другими предметами, показать, что язык мы изучаем не только для школы). |
Домашнее задание |
Дома вам нужно написать рассуждение на тему: «Интернет и грамотность». |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыжкова Елена Сергеевна
→ Публикатор 14.02.2018 0 7734 235 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.