Статья "Владимир Даль - Современник, Пророк, Друг"
Самойлова Наталья Федоровна
Щербина Татьяна Федоровна
Владимир Даль - Современник, Пророк, Друг.
«В незримых пашнях растут слова»
Сергей Есенин «Твой глас незримый, как дым в избе» [1]
Вся жизнь цивилизованного и нецивилизованного человека неотделима от окружающей его Вселенной, пронизана связью с ней в течение всей жизни.
Человечество по своему происхождению космично изначально; и оно - закономерный продукт эволюции Вселенной.
Homo sapiens - Человек разумный - это, всегда, Homo cosmicos - Человек космический.
Представления о жизни космических сил, взаимопроникновении их и жизни человеческой, обусловленность ее высшими «небесными» законами - неотъемлемая часть, ядро народного мировоззрения, передававшегося от поколения к поколению вместе с языком и вековыми традициями.
Вера в небесно-космическую предопределенность человеческой жизни на всех ее этапах была присуща всем славянским народам.
По стойкому убеждению русских, украинцев, белорусов, южных и западных славян Солнце, Луна, Земля, Звезды принимали деятельное участие в судьбе человека. Весь окружающий мир - от Солнца и Звезд до листика и травинки - оказывался одушевленным и одухотворенным, замыкаясь в единое и неразрывное целое с самим Человеком.
Универсальное Знание сохранялось в форме стойких мифологических воззрений. Мифология – всегда, мистифицированная и опоэтизированная история. И космология! Причем мистификация происходит без всякого злого умысла - вполне естественным путем. Мифологическое сознание не есть нечто аморфное - это остатки ранее господствовавшего мировоззрения, осевшего в фольклоре.
Фольклор - закодированная в устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа. Фольклор (дословно «народная мудрость») вобрал в себя в специфически компактной, символически-образной форме, многообразные факты истории, мировоззренческие представления, бытовые традиции, культовые ритуалы, обряды, поверья, заговоры, пережитки и тому подобное; то есть, фольклор вмещает в себя различные проявления жизни народа, как элемента исторически сложившейся цивилизации.
Фольклор - явление не просто емкое, но, в полном смысле, необъятное и неисчерпаемое.
Традиции, формировавшиеся в течение веков и тысячелетий, передавались из поколения в поколение, закреплялись в слове (сказках, былинах, песнях и так далее) и обрядовой символике, демонстрируя нераздельность Человека и высших коcмических сил;
именно фольклор донес до наших дней осколки целостного миросозерцания наших предков [2].
«Провидение сказок походит на посох, на который опирается слепец человечества» (Велимир Хлебников «О пользе изучения сказок») [3].
Способ описания и воспроизведения действительности - это универсальный Закон символов. Символическую форму имеют и логические абстракции, и философские категории, и художественные образы, и мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в словесно-знаковую, а следовательно, в символическую оболочку).
Символы не существуют сами по себе, а в качестве таковых они преломляются через сознание Человека.
Как Микрокосм, Человек создает образы, картины, символы Макрокосма, таким способом познавая Мир. То есть, обряды, ритуалы, знаки и символы, системы символов, включающие языковые и знаковые формы, играют решающую роль в жизни людей.
«Язык - словесная речь человека; совокупность всех слов народа и верное их сочетание, для передачи мыслей своих; словарь и природная грамматика; строй, слог и самый выбор слов при различном их образовании, по принятому обычаю; слова, а более постановка и связь их, образ, способ выражения, свойственный кому лично». («Язык до Киева доведет»; «Мал язык, а всем телом владеет»; «Что знает, все скажет, - и чего не знает, и то скажет»; «Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе»; «Милы руки с подносом, резвы ноги с подходом, голова с поклоном, язык с приговором»; «Одет просто, а на язык речей со сто»; «Язык языку ответ дает, а голова смекает») - Владимир Даль «Толковый Словарь живаго Великорускаго языка» [4].
«Но твой голос, народ - вселенская власть.
Твоему желанию - лишь покоряться,
Твоему кумиру - только служить.
Ты дал мне, народ, мой драгоценнейший дар:
Язык, на котором слагаю я песни.
В моих стихах возвращаю твои тайны - тебе!
Граню те алмазы, что сохранил в своих недрах!
Освобождаю напевы, что замкнуты в золотой
скорлупе!
Я - маг, вызывающий духов, тобою рожденных,
нами убитых!
Без тебя, я - звезда без света,
Без тебя, я - творец без мира,
Буду жить, пока дышишь ты и созданный тобою
язык».
(Валерий Брюсов «К народу») [5].
Язык - это сочетание смысла и звука. Все, что можно выразить словами, обретает бытие в речевой и письменной форме. Слово - символ явленного, символ сущего. Слово может быть символом чувства или представления.
Опираясь на знак и звук, можно интуитивно познавать содержание, расшифровывать информацию, внутренними чувствами слышать истинное звучание понятий.
Современному человечеству досталось бесценное богатство в виде языка и системы образов мифологического мышления. Стоит правильно подобрать ключ - и перед изумленным взором откроются бездонные глубины.
Наш великий соотечественник Владимир Иванович Даль в своем уникальном труде жизни, «Толковом словаре живого великорусского языка», открывает нам, потомкам, энергетический аспект слов, словосочетаний, выражений, опираясь на все богатство фольклора.
К сожалению, мы имеем весьма приблизительное представление о всем его творческом наследии. Если в XIX веке вышло несколько собраний сочинений писателя, то в XX веке - ни одного.
Но, даже, если бы он оставил нам в наследие только «Толковый словарь живого великорусского языка» - явление исключительное и единственное - мы должны были бы поклониться ему за его Великий Труд, Подвижничество и Знание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самойлова Наталья Фёдоровна
→ Публикатор 26.08.2018 0 1924 56 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.