Конспект урока литературы «Классицизм в русской литературе»; 9 класс
Конспект урока литературы в 9 классе
«Классицизм в русской литературе»
Автор:
Везе Наталья Петровна
учитель русского языка и литературы
Цель: формирование понятия классицизма.
Задачи:
-
вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку ХVIII века;
-
дать определение понятия классицизма;
-
отметить гражданский пафос русского классицизма.
ХОД УРОКА
-
Оргмомент. Объявление темы урока (Слайд 1)
-
Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
ХVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, - при стуке топора и при громе пушек» и «европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом ХII).
Слайд 2.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Эти слова как нельзя лучше характеризуют эпоху, о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце ХVIII в. вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);
3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже — в Москве. (Слайд 3)
Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В ХVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян, было подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773—1775 гг.).
Дворянство же получило в ХVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура — моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателям и дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.
Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов — крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин — скульптор, Аргуновы — крепостные художники и др.), но именно они составили гордость и славу русской культуры ХVIII в. Им приходилось нелегко.
Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. (Слайд 4) С одной стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже... Свободы. Но Пушкин, для которого события ХVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами, и Фонвизин, которого она боялась, не избежал бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». (Заметки по русской истории ХVIII века»).(Слайд 5.)
Слайд 2.
Словесность наша явилась вдруг в ХVIII веке.
А. С. Пушкин
II. Беседа по вопросам
- Какими предстают выдающиеся политические деятели ХVIII столетия — Петр I и Екатерина II в произведениях А.С. Пушкина («Медный всадник», «Капитанская дочка»)?
- Воплощением какой государственной идеи они являются? (Идеи абсолютной монархической власти. Петр, ратуя о преобразованиях в России, все подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева». Екатерина II в повести А.С. Пушкина оказывает милость Гриневу и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда.)
- А.Н. Радищев назвал ХVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны — «мудрым». Как вы думаете, почему? (Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества — с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России — с другой.)
- Назовите известных вам деятелей литературы ХVIII в.
Слайд 2.
Словесность наша явилась вдруг в ХVIII веке.
А. С. Пушкин
III. Работа с опорной таблицей. (Слайд 6)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА
Периоды |
Характеристика периода |
Имена |
Литература петровского времени |
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы |
Феофан Прокопович |
Становление новой литературы |
||
1730—1750 гг. |
Формирование классицизма. Расцвет жанра оды |
А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков |
1760-е — первая половина 1770-х гг. |
Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма |
Я. Б. Княжнин, Н. И. Новиков, М. М. Херасков |
Последняя четверть ХVIII века |
Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций |
Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев |
Вывод. Русская литература ХVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
VI. Лекция.
План (Cлайд 7)
1) Определение понятия «классицизм». Исторические предпосылки.
2) Главная цель этого литературного направления.
3) Система жанров.
4) Понятие прекрасного.
5) Особенности драматургии.
(Задача учащихся записать по ходу лекции основные тезисы в соответствии с каждым пунктом плана. Форма записи:
План: Тезисы: Примечание:
(В графу «Примечание» заносятся мысли, замечания по поводу записанных тезисов).)
Слово учителя
Основным литературным направлением ХVIII в. был классицизм. Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре конца ХVII — XVIII вв., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства — абсолютной монархии.
Главная задача классицизма — создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства — долгу.(Слайд 8)
Истоки мирового классицизма — Франция ХVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: (Слайд 9)
Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и «низкие».
«Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей — королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода.
«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои — буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман. (Слайд 10)
Основной лозунг классицизма – подражание природе, где всё, по мнению классицистов, ясно, чётко, подчинено правилам. Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в ХVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега.
Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio – разум) (Слайд 11)
В драматургии господствовало требование трех единств:
— места (должно было быть одно место действия);
— времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);
— действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
(Слайд 12)
Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.
Задача комедии («низкого» жанра) — исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращенность — в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты. (Слайд 13)
В классицистических произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных:
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Вы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
(Слайд 14)
Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Для комедии классицизма это идеальная героиня, герой-любовник, неудачный любовник, резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка – весёлая горничная, которая участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»; героиня - герой-любовник - второй любовник.
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
(Слайд 15)
Требования к композиции: 4 акта; в третьем — кульминация, в четвертом — развязка.
Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологам и основных персонажей.
(Слайд 16)
V.Выводы.
Проверить тезисы лекции.
(Слайд 17)
VI. Классицизм в искусстве.
Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства.
В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли — Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге — дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска.(Слайд 18)
Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова. (Слайд 19-20)
Домашнее задание. (Слайд 21)
1. Подготовить рассказ о классицизме как литературном направлении.
2. Индивидуальное задание — подготовить сообщение на тему «Судьба М.В. Ломоносова».
3. Индивидуальные задания – подготовить доклады (по выбору учащегося) на тему «Классицизм в изобразительном искусстве», «Классицизм в архитектуре».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Везе Наталья Петровна
→ nveze 24.10.2018 1 17022 1193 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.