Конспект урока русского языка «Синонимы»; 5 класс
Конспект урока русского языка в 5 классе «Синонимы»
Тема урока: « Синонимы».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
1.Общеобразовательные: сформировать у учащихся понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.
2. Развивающие: развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать, делать выводы;
3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к предмету, слову, книге; воспитывать умение слушать, оценивать, работать в группе, вести диалог.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Оформление тетрадей.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, на доске написана тема урока : МЫНОСИНИ.
Вижу ваши улыбки и недоумение на лицах. Но скоро вам всё станет понятно -вы сможете расшифровать это слово.
-А пока пожелаем друг другу плодотворной работы. Ребята, подберите , пожалуйста, похожие по значению слова, которыми можно заменить слово «плодотворной».
(Хорошей, продуктивной и др.)
- Скажите, а как называются слова близкие по значению, но разные по написанию?
(Синонимы)
- А теперь попробуйте расшифровать смешное слово и записать тему урока.
(МЫНОСИНИ – синонимы, в слове поменяли местами слоги)
-Да, сегодня на уроке мы ещё ближе познакомимся с синонимами
Ребята, а что же мы должны узнать, каковы цели нашего урока?
(Что такое синонимы? Как правильно употреблять их в речи? Зачем они нужны в языке?
3.Изучение нового материала.
- Кто сможет дать более точное определение синонимам?
-Молодцы. Давайте проверим ответ по учебнику. Но вы сейчас не просто будете читать материал, а во время изучения отмечать карандашом (маркировать) то , что вам уже известно, «галочкой» (\/ ), а новое – восклицательным знаком (!). (Ученики читают новый материал, маркируют, затем комментируют то , что и как обозначили. Сравнивают прочитанное со своим ответом, уточняют, оценивают ответ одноклассника)
-Ребята, посмотрите на слова ( на доске или на слайде презентации): смеяться, хохотать, заливаться, фыркать, прыскать. Скажите , можно ли назвать данные слова синонимами и почему? Чем они отличаются? (Разная стилистическая окраска: нейтральная, книжная, разговорная лексика)
- А можно ли эти слова назвать синонимами : грохот, шумный, трещать? (Их нельзя назвать синонимами, т.к. они являются разными частями речи)
- Давайте попробуем подобрать как можно больше синонимов к слову красивый. Поиграем: кто больше слов напишет за 2 минуты , тот победитель. (Ученики подсчитывают записанные ими слова. Тот, у кого больше, зачитывает вслух. Остальные корректируют, дополняют)
- Вспомните, как называется целая группа слов, состоящая из нескольких синонимов? (Синонимический ряд)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а где можно найти наиболее полный перечень синонимов? (В словаре синонимов).
(Учитель демонстрирует словари, м.б. на слайдах презентации, и показывает как строится словарная статья) .
4.Закрепление изученного материала.
Словарная работа.
- Ребята , обратите внимание: на доске записана группа слов, представляющих синонимический ряд:
большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный, исполинский.
Определите лексическое значение слов, поясните, в каком слове признак
проявляется в большей степени, в каком – в меньшей.
Игра «Подскажи словечко».
- Предлагаю поиграть. Я называю слова –вы подбираете синонимы.
Идти – шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.),
брести (разг.); спешить – торопиться, поспешать (разг.); отвага – решимость,
мужество, смелость, храбрость; жара – зной, пекло (разг.), жарища (разг.);
большой – огромный, здоровенный (разг.), солнце –светило, ярило (книжн., миф.) затем сверимся и вы себя оцените по качеству и количеству записанного.
Работа в малых группах.
- Советуясь с соседом по парте, расположите синонимы в порядке усиления признака и подчеркните главное слово синонимического ряда:
забавный, нескучный, увлекательный, интересный ; напрасный, тщетный, безуспешный, безрезультатный, бесполезный.
- Составьте возможные словосочетания: коричневые, карие (глаза, носки), жёсткий, черствый, твёрдый, вчерашний ( хлеб, диван, материал).
Работа с текстом.
- Прочитайте данный текст.
Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью. ( Текст на слайде)
- Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами. (Взбираться, влезать). Ученики зачитывают получившиеся тексты.
5.Итоги урока.
- Итак, подведем итоги.
- Для чего служат синонимы в речи? (Помогают избежать повторов, передать мысль более точно, ясно. Служат для связи предложений в тексте. Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой)
- Что нового вы узнали на уроке?
6. Рефлексия.
- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу и работу одноклассников на уроке. (Заполняют оценочные листы: фамилия, имя –оценка- комментарий оценки)
7. Домашнее задание.
-Выполнить упражнение учебника или придумать загадку с использованием синонимов. Например, как в этой загадке:
Называю паузу я так:
Промежуток, интервал, антракт.
Ну а в школе непременно
Я бываю …(перемена).
-Спасибо за работу на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Базуева Елена Валерьевна
→ Публикатор 31.10.2018 0 17656 890 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы