Разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 7 класса (Львова)
Киселева И.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №7 г.Петровска Саратовской области
Тема урока. Наречие как часть речи
Класс: 7 класс (по УМК С.И.Львовой)
Тип урока: объяснения нового материала.
Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Задачи:
образовательная:
-повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
-формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
развивающая:
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
воспитательная:
воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
раздаточный материал;
компьютерный тренажер по русскому языку “Фраза”;
презентация Power Point;
мультимедийный проектор;
доска.
Ход урока.
I.Организационный момент: приветствие, запись числа, вида работы.
II. а) Повторение: 1 ученик работает с компьютерной программой «Фраза», 3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.
б) Работа с классом. 1 ученик у доски.
Задание: запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор этого предложения
Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.
III. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Чтобы не испортить себе настроение или не ухудшить его, мы немножко поиграем. На доске кроссворд. Если мы его разгадаем- получим ключевое слово. Заполните кроссворд, вписав в него наречия.
проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающе;
замуж, тягач, задач, могуч;
прочь, страж, тягуч, льёшь;
наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпёж;
училищ, вскачь, толочь, помощь;
молодёжь, забудешь, отрежьте, навзничь;
настежь, передач, блестящ, бородач.
О какой части речи мы сегодня будем говорить? (о наречии)
- Вспомним, что называется наречием.
- Какую орфограмму мы отмечаем в данных словах? (ь в наречиях после шипящих)
IV. Объяснение нового материала.
(заочное путешествие по стране «Наречие»)
Выступление мальчика в роли Господина Наречия.
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.
- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?
- Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?
- Нет, дополнительную информацию вы получите, прочитав прилежно материал стр.3-4.
(ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)
V. Рефлексия.
Упр. 480
Небольшая исследовательская работа (выполняются задания по карточкам; делаются выводы).
Карточка № 1.
Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?
- К каким частям речи может относиться наречие?
Вывод. Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).
Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения.
- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие.
Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие?
Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит?
В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.
- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА (с использованием наречий)
VI. Творческие задания.
1. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. Выполняется самостоятельно.
Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.
- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду .
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
2. Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.
Замените фразеологизмы наречиями.
Положа руку на сердце - честно
У черта на куличках - далеко
Рукой подать - близко
Как в аптеке - точно
Черным по белому - ясно
Битый час - долго
Бок о бок - рядом
На вес золота - дорого
Душа в душу - дружно
VII. Итоги урока. Домашнее задание.
(Урок разработан с использованием материалов, расположенных на сайте http://festival.1september.ru)
(При составлении карточек использую материал из серии «Лингвистический тренажер». Практикум по русскому языку:7 кл.: пособие для учащихся /С.И.Львова. М.:Просвещение, 2006)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киселева Ирина Владимировна
→ Irishka 09.07.2010 2 10220 2764 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.