Литературно-музыкальная композиция "Песни о войне"; 8 класс
МАОУ « СОШ №41 города Челябинска»
Песни о войне
Урок литературы, 8 класс
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Ковылина В.А.
Цель:
- воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., к ветеранам войны в Афганистане, участникам боевых действий в Чечне , чувства гордости за народ – победитель;
- формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о войнах 20-21 веков.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи;
- Воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.
- Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания воспитанников.
- Воспитывать чувство патриотизма и гордость, за страну и её народ.
Форма: литературно-музыкальное мероприятие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран.
Учитель:
- Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 73 года со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Мы попытаемся понять, с чем связана удивительная популярность этих песен. Парадоксально, но песни о войне писались и в военный период, и до воины, и после войны, и в нынешнее время. Мы коснемся с вами не только Великой Отечественной войны, но и те войны , которые были после 1945 года.
Одной из первых песен о Великой Отечественной войне стала « Священная война» на стихи Лебедева-Кумача. Слова этой песни прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов людей решимостью защитить с оружием в руках свое Отечество.
Видеофрагмент представлен вашему вниманию:
Сообщение ученика об Истории создания песни
24 июня 1945 года стихотворение В.И. Лебедева- Кумача « Священная война» прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой «Вставай, страна огромная!» были опубликованы «Известиями» и «Красной звездой», и с тех пор стали звучать по радио регулярно.
Ежедневно звучащее по радио стихотворение с таким ярким и востребованным содержанием привлекло внимание ряда композиторов, и спустя 3 дня, 27 июня была подписана в печать и вскоре явилась на свет 10-тысячным тиражом небольшая книжица с песней на эти стихи. Музыка к «Священной войне» была написана композитором М. И. Блантером, автором музыки к другой знаковой песне военных лет «Катюше». А ещё через 3 дня увидел свет ещё один вариант песни, на этот раз на музыку руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессора А. В. Александрова тиражом в 5 тысяч экземпляров, и именно этот вариант стал музыкальным гимном Великой Отечественной войны, символом того сурового, героического и незабываемого времени. Эта песня стала символом сурового и незабываемого военного времени.
Беседа по содержанию текста песни « Священная война»:
- Какие строки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
- Почему война названа священной?
- В чем, по-вашему, заключается патриотический пафос стихотворения?
Учитель:
- Песню «Священная война» пели как профессиональные певцы, так и самодеятельные исполнители. Она звучала на всех фронтах и в тылу .Вот как писал об исполнении песни сибирскими школьниками, которые выступали с концертом перед ранеными воинами в тыловом госпитале, поэт Евгений Евтушенко:
Солдаты пели, словно школьники,
И как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно –
И няня в стареньком платке ,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке…..
…..Разрывы слышались нам дальние,
и было свято и светло…
Вот это все и было – Армия,
Всё это Родину спасло.
А ещё этой песне установлен памятник. Находится он там, где она впервые прозвучала . И сегодня на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве можно увидеть этот один из самых необычных мемориальных символов – барельефный памятник песне « Священная война». На нем изображены идущие к поезду солдаты, провожающие их матери и жены с детьми, спешащие заключить, может быть, в последние объятия своих любимых. Здесь же изображены выступающие перед воинами музыканты ансамбля Александрова, а в центре он сам – вскинув руки над « прорезающими» барельеф густыми клубами паровозного дыма, держа острую, как штык, дирижерскую палочку.
Следующую песню вы узнаете без труда ( можно подпевать).
Звучит песня « Катюша»
Сообщение ученика о песне « Катюша»
- В феврале 1938 года в Москве в одной из программ джаз-оркестра Союза ССР под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого впервые была исполнена песня « Катюша». Вскоре ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу. Едва появившись, « Катюша» стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей. Это была не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в себя, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Поэтому она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе патриотическую идею.
А в годы Великой Отечественной войны « Катюша» зазвучала по-новому. В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке.
Именем « Катюша» народ ласково « окрестил» новое грозное оружие – реактивные гвардейские минометы.
Учитель:
- Для того чтобы воина поддержать перед боем нужно подобрать подходящие слова. Посмотрите фрагмент из фильма « Штрафбат»
Учитель:
Война давно закончилась, но фильмы и песни о войне до сих пор трогают нашу душу.
Какая война началась в 1979 году , в которой участвовали советские войска? ( Афганская война)
Сообщение ученика об Афганской войне:
- Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой.
Решение о вводе войск ВС СССР в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, в соответствии с секретным постановлением ЦК КПСС. Решение принималось узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС.
Штурм дворца Амина Вечером 27 декабря советские спецподразделения взяли штурмом дворец Амина, во время штурма Амин был убит. Государственные учреждения в Кабуле захватили советские десантники. В ночь с 27 на 28 декабря Б. Кармаль прибыл в Кабул из Баграма и радио Кабула передало обращение этого нового правителя к афганскому народу, в котором был провозглашен «второй этап революции».
Результатом военных действий с 1978 стал поток беженцев в Иран и Пакистан, немалый процент из которых остаётся там и по сей день. Ожесточение воюющих сторон достигало крайних пределов. Известно, что моджахеды подвергали пленных пыткам, среди которых широко известна такая как «красный тюльпан». Оружие применялось столь широко, что многие из деревень в буквальном смысле слова были построены из ракет, оставшихся после ухода советской армии, жители использовали ракеты для возведения домов, в качестве потолочных перекрытий, оконных и дверных балок, однако заявления администрации США о применении 40-й армией химического оружия, озвученные в марте 1982 года, так и не были документально подтверждены.
Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,5 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну». Точного разделения жертв на солдат правительственной армии, моджахедов и мирных жителей, по всей видимости, не существует.
Военные потери в Афганистане СССР: 15 031 погибших, 53 753 раненых, 417 пропавших без вести.
Посмотрите фрагмент из кинофильма « 9 рота».
Учитель:
- И у той войны тоже были свои песни. Участники музыкальной группы « Голубые береты» воевали в Афганистане, и у нас есть возможность послушать песню в их исполнении.
Какая война разразилась в России в 1994 году? ( Первая чеченская война)
Сообщение ученика о войне в Чечне
- В 1991 году распался СССР. После распада СССР к власти в Чечне пришел генерал Дудаев. В его руках оказались большие запасы вооружения и имущества советского государства. Главной целью генерала было создание независимой республики Ичкерия. Средства, которые использовались для достижения этой цели, были не совсем лояльными. Режим, установленный Дудаевым, был признан федеральными властями незаконным. Поэтому они посчитали своим долгом вмешаться. Борьба за сферы влияния стала основной причиной конфликта. Другие причины, исходящие из главной: желание Чечни выйти из состава России; стремление Дудаева к созданию отдельного исламского государства; недовольство чеченцев вторжением русских войск; источником дохода новой власти являлась работорговля, торговля наркотиками и нефтью из российского трубопровода, проходящего через Чечню. Правительство стремилось вернуть власть над Кавказом и восстановить утраченный контроль.
Краткие результаты войны: По итогам первой чеченской войны Чечня оставалась независимой, но как отдельное государство ее по-прежнему никто не признавал. Многие города и поселения были разрушены. Значительное место стало занимать получение доходов криминальным путем. Почти все мирное население покинуло свои дома. Также наблюдался рост ваххабизма.
Всего безвозвратных потерь со стороны федеральных войск – 5552 человек, со стороны чеченских формирований – 17391.
Послушайте песню группы « Любэ» « Давай за жизнь»
Учитель:
- Сейчас идут боевые действия в Сирии, где участвуют наши бойцы.
Обратите внимание, что еще не прошло и 100 лет с того момента, как закончилась одна из самых страшных воин в истории человечества ( Великая Отечественная война), Россия уже пережила несколько военных конфликтов. И каждая война имеет своих героев и свои песни. Мы прослушали много песен из разных эпох. Что объединяет их ? (Песня сопровождает бойца везде и помогает, поддерживает, выручает….)
Мы должны помнить подвиги воинов. Всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны , когда в ожесточённых боях советский народ отстоял Родину; ушла в прошлое Афганская война, а герои этой войны не забыты; последствия войны в Чечне мы переживаем до сих пор; наше настоящее не гарантирует жизни без войны в будущем. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Бессмертен их подвиг, а залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.
«Бессмертный полк» - песня, завершающая наш урок.
Итог урока
- Какое впечатление осталось у вас от урока?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковылина Валерия Алексеевна
→ Валерия2309 03.01.2019 0 2398 440 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.