Статья "Пути выявления и развития филологической одаренности по литературе"
Кваско Евгения Эдуардовна
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «Гимназия №1 им. К.Д. Ушинского»
г. Симферополь
ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В современном обществе возникает потребность в человеке, способном синтезировать и анализировать поступающую информацию, то есть в человеке творчески мыслящем. Одной из главных задач современного образования является выявление и воспитание одаренных и талантливых детей. Одаренные дети требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода.
В 1988 году разработана Программа международного сотрудничества в области выявления, обучения и развития одаренных детей. В Российской Федерации реализуется Федеральная целевая программа "Одаренные дети" в рамках Президентской программы "Дети России", разработана Рабочая концепция одаренности, проводятся научные исследования в области выявления и развития одаренных детей, описывается и публикуется опыт работы в данном направлении. В «Рабочей концепции одаренности» дается следующее определение: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Сегодня прослеживается стремительный рост интереса к одаренным учащимся, разработке моделей одаренности, изучению возрастных особенностей развития одаренности, разработке принципов и методов идентификации одаренных детей, особенностей формирования и развития их как личности.
Одаренность представляет собой высокий уровень способностей человека, который позволяет ему достичь особых успехов в определенной области деятельности. При этом особое внимание следует сосредоточить на вопросах работы с филологически одаренными старшеклассниками, особенности развития которых, являются ключевыми факторами, влияющими на целый ряд таких жизненных компонентов, как учебная деятельность, профессиональная направленность, жизненная позиция и становление личности.
Как понять, что ребенок одаренный? Из многих обработанных источников делаем выводы, что приведенные ниже признаки характеризуют определенную степень одаренности:
– ребенок достигает следующих этапов развития раньше сверстников;
– замечательная память – лучше других запоминает тексты и выучивает наизусть;
– обучение языку – проявляет повышенный интереса к изучению языка или нескольких языков;
– умение решать задачи – ребенок быстро ориентируется в выполнении задач, находит оригинальный выход из затруднительной ситуации;
– любознательный склад ума – логично строит высказывания;
– высокий уровень концентрации внимания и сосредоточенности – целенаправленно и сосредоточенно слушает и думает;
– высокий уровень бдительности и осведомленности – быстро и хорошо адаптируется к новым обстоятельствам и не испытывает проблем с привыканием к новым ситуациям или людям.
Таким образом, к факторам, которые свидетельствуют о наличии способностей и характеризуют филологически одаренного ученика, можно отнести следующие:
– общее развитие речи (правильное произношение, хорошая дикция, умение высказываться; быстрая речевая реакция; богатство словарного запаса, правильность и разнообразие грамматических форм и синтаксических конструкций);
– интеллектуальная инициатива;
– преобладание дивергентного мышления над конвергентным;
– скорость в овладении коммуникативной ситуацией;
– ассоциативность, гибкость и креативность мышления;
– легкость в изучении иностранных языков (лингвистическая одаренность);
– образность речи, символичность;
– производительность вербальной памяти;
– речевая интуиция;
– наблюдательность в языковых явлениях;
– потребность в творчестве (написание сочинений, эссе, стихов, создание мелодий и т.п.);
– потребность в самоактуализации (достигается путем создания собственных творческих продуктов);
– преимущество внутренней мотивации над внешней;
– позитивное восприятие окружающей действительности;
– соответствие эмоциональных проявлений реальности.
В основе компонентов филологических способностей заложены такие психологические процессы, как воображение, внимание, память, мышление, речь. Система работы с одаренными детьми включает в себя следующее:
– выявление одаренных детей;
– развитие творческих способностей на уроках;
– развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
– создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей происходит в длительном процессе и должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Чтобы выявить одаренных детей в классе, необходимо:
1. Проводить предварительную диагностику сформированности интеллектуальных умений;
2. Наблюдать за работой учащихся на уроках словесности, а также во время внеклассных мероприятий;
3. Анализировать результаты выполнения самостоятельных, творческих работ, а также участия учащихся в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и др.
Какие можно предложить пути развития филологической одаренности?
Считаем, что для развития способностей филологически одаренных старшеклассников идеальной средой является профильное филологическое обучение.
Филологически одаренных старшеклассников привлекают такие формы учебной деятельности как:
1. Самостоятельная, поисковая и исследовательская работа как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В старшем школьном возрасте ученики часто отказываются от помощи взрослых и демонстрируют собственную индивидуальность. Поэтому в таком случае преобладают исследовательские задания, лингвистические игры, языковые наблюдения и опыты, поиск фактов, работа с различными источниками информации, их анализ и обобщение;
2. Задания повышенной сложности. У старшеклассников сочетание интенсивного и экстенсивного обучения способствует усвоению не только базовых знаний и умений осуществлять основные интеллектуально-лингвистические операции, но и сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное. Нужно, чтобы одаренный старшеклассник учился в полную силу, иначе он потеряет способность к решению более сложных вопросов и не будет готов к более напряженной работе в вузе. Здесь можно применять лингвистическое экспериментирование;
3. Задания на опережение развития и на саморазвитие. У одаренных старшеклассников, как правило, объем знаний превышает возрастную норму и они бессознательно стремятся к расширению знаний, выходящих за пределы школы, появляется стремление к овладению новыми, часто сложными знаниями. Основной мотивацией выступает познавательный интерес и удовольствие от самостоятельного получения знаний. Формы и методы работы: обучая – учусь, снежный ком, индивидуальное создание проектов;
4. Задания проблемного характера. Проблемное обучение всегда активизирует мышление, направляет личность на творческой поиск истины в процессе учебной деятельности. В таком случае уместными будут дискуссии, создание проблемных ситуаций, анализ данных, построение ассоциативного ряда;
5. Креативно-творческие задания. Для филологически одаренных старшеклассников обязательными будут написание эссе, синквейнов, создание творческих проектов, участие в сюжетно-ролевых играх, ситуативное моделирование. Нужно учитывать, что одаренные ученики чувствуют свою индивидуальность и хотят соответствовать представлениям окружающих об их таланте, т.е. для них необходимы задания на самовыражение;
6. Задания на развитие критического мышления. Филологически одаренные старшеклассники вырабатывают навыки мыслить критически и формировать независимость суждений, а это возможно, если мышление имеет сугубо индивидуальный характер. Поэтому уместными будут: мозговая атака, незаконченное предложение, определи позицию.
Таким образом, деятельность старшеклассников приобретает самостоятельный, активный, творческий характер. Занимаясь поисковой деятельностью, они совершенствуют владение операциями умственной деятельности. В этом возрасте филологически одаренные ученики рассматривают себя с позиции актуальности своих филологических способностей в будущем.
Главными условиями эффективной организации работы с одаренными учениками считаем:
– уход от форм и методов обучения, которые тормозят развитие ребенка и не оставляют места свободному выбору видов и методов для самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности;
– поощрение любых учебных и творческих успехов;
– активное внедрение гуманистических моделей и технологий общения, обучения, воспитания;
– дидактические принципы, которые способствуют обучению и воспитанию одаренных учащихся;
– привлечение одаренных учащихся к участию в жизни школы (доверие).
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
– исследовательский;
– частично-поисковый;
– проблемный;
Формы работы:
– классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
– консультирование по возникшей проблеме.
Значимую роль в выявлении литературно одаренных детей и подростков, в развитии у них филологических способностей играют литературно-творческие конкурсы.
Ключевым моментом в работе с литературно одаренными детьми, а также в формировании у них мотивации к развитию своих филологических способностей является участие в олимпиадах. В качестве примера рассмотрим задания для регионального этапа олимпиады по литературе. Выполнение заданий предполагает владение школьниками всеми видами речевой деятельности и высокий уровень их филологической культуры. Так, на первом туре участникам предлагается выполнить целостный анализ прозаического или стихотворного произведения (на выбор участника олимпиады), задания второго тура требуют от школьников широкой эрудиции, большого творческого потенциала.
Таким образом, для развития детской одаренности и филологических способностей обучающихся важна роль учителя. Выявление одаренных обучающихся и обучающихся, обладающих способностями в той или иной сфере деятельности, - это процесс продолжительный, который требует наблюдения за каждым конкретным ребенком. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Следовательно, необходимым требованием успешности этого процесса является создание условий, побуждающих детей и подростков к проявлению и реализации своих филологических способностей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кваско Евгения Эдуардовна
→ Evgeniya6085 10.01.2019 0 3689 430 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы