Статья "Дидактические игры и словарная работа на уроках русского языка и чтения с умственно отсталыми детьми"
Пивовар Светлана Анатольевна
учитель ГБОУ №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Дидактические игры и словарная работа на уроках русского языка
и чтения с умственно отсталыми детьми
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.
В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты .
Методы работы над правописанием трудных слов
· Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
· Вставка слова в классное наборное полотно.
· Чтение слова учителем.
· Объяснение значения слова (учителем или детьми).
· Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
· Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
· Запись слова в орфографический словарик.
· Задание на дом – выучить написание слова.
· Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
Виды словарных работ
− Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
− Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
− Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
− Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
− Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
− Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
− Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
− Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
− Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
− Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
− Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
− Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
− Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
по родам;
по числам;
по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
с непроверяемой и проверяемой гласной;
одушевленные или неодушевленные предметы;
по тематике – «Город» и «Деревня»;
по частям речи;
с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
− Выписать из данных слов:
слова, состоящие из двух, трех слогов;
слова с Й;
слова с шипящими.
− Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
− Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
− Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
− Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
− Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
− Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
− Подбор однокоренных слов.
− Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
− Разбор слов по составу.
− Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
− Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
− Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
− Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
− Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
− Письмо по памяти.
− Самодиктант и взаимопроверка.
− Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
− Перфокарты, перфоконверты.
− Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
− Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
− Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
− К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
− Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
− Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).
− От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
Недостатки речевой деятельности, неумение строить диалог и самостоятельное высказывание, а так же дефекты произносительной стороны речи часто приводят к тому, что ребенок, не умея говорить иначе, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, нередко прибегает к указательным жестам. Он становится настороженным, замкнутым, сужается круг его общения, практика речевой деятельности резко ограничивается.
Между тем, одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. В структуре интеллектуального дефекта учащихся вспомогательной школы большое место занимает существенное речевое недоразвитие. Поэтому одним из центральных звеньев в системе коррекции личности умственно отсталых детей является работа по формированию речевых умений и навыков. Она осуществляется во вспомогательной школе на всех уроках.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пивовар Светлана Анатольевна
→ Публикатор 26.02.2019 0 4909 322 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы