Конспект урока русского языка "Слово и его лексическое значение"; 6 класс



Технологическая карта урока

Тема урока: Слово и его лексическое значение.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

личностные: мотивация к учению, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, формирование адекватного понимания причин успеха (неуспеха), формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: формировать действия целеполагания, соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения учебных заданий, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы)

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество: выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников, правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, приходить к общему решению в совместной деятельности

предметные: научиться определять лексическое значение слов, работать с толковым словарем

Понятия ( на доске): лексикология, лексическое значение слова, словарная статья, антонимы, омонимы, синонимы

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки трех цветов для каждого ученика, учебник, тетрадь


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.



- Добрый день, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

На ваших партах лежат по 3 сигнальных карточки, выберите ту, которая соответствует вашему настроению.

Как много улыбок я вижу. Спасибо! (Показывает свою карточку) А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы на этом уроке вы получили новые знания и удовольствие от работы друг с другом. Девиз урока: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Книжки, ручки и тетрадки вижу – всё у вас в порядке. Начнем урок. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. (Слайд 1)


Выбирают сигнальные карточки и показывают своё настроение

Личностные УУД: внимание, уважение друг к другу, эмоциональный настрой на урок

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Посмотрите на Слайд 2, вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов:

Разв…вать – разв…вать

Прим…рять - прим…рять

Пол…скать – пол…скать




Молодцы! Вот мы и вспомнили сегодня еще один интересный раздел русского языка. И называется он…А что же в нём изучается?




Вставляют буквы в слова, объясняют правописание

(правописание зависит от лексического значения слова)


Лексикология

Слово и его лексическое значение



Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного материала

III. Постановка проблемы урока, формулирование темы, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации

Слайд 3. Давайте сформулируем тему урока


Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?



Какова основная цель урока? (слайд 4.

Зачитать цель и тему урока) .



Запишите в тетрадь.

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение.

Но каждое слово обладает ещё и и грамматическим значением. И мы должны ответить на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

« Слово и его лексическое значение»


Понять, что такое лексическое значение слова


Научиться определять ЛЗ слова, расширить словарный запас


Записывают дату и тему урока.







Рассматривают словари, задают возникшие вопросы

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. формулировать тему урока, проблему;

3.самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, искать главное, обобщать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением, высказывать и обосновывать свое.

IV. Открытие нового знания

Работа в группе.

Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон к ворону летит, ворон ворону кричит».

Сколько здесь слов?

Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.


Распределите следующие признаки в нужную группу (слайд 5,6)




Проверим (слайд 7,8):


Ворона – большая черная птица, одна из самых умных – это лексическое значение слова.

Имя сущ., м.р., 2 скл., И.п. – это грамматическое значение.

А как определить ЛЗ слова? Для этого давайте обратимся к учебнику стр.51 и прочитаем правило.

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:


\/ - эту информацию я знаю;


+ - это новая для меня информация;


? – эта информация для меня не понятна.


После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?




4



Формы слова


Работают с таблицей

Одна из самых умных, большая черная птица

м. род, И.п., 2 скл., ед.ч., имя существительное










Работают индивидуально. Делают пометки:

\/ - эту информацию я знаю;


+ - это новая для меня информация;


? – эта информация для меня не понятна.




Отвечают на вопросы учителя







Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно находить нужную информацию



Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле

2. Проектировать совместную учебную деятельность

3. Обсуждать вопросы, делать выводы и представлять их в устной и письменной форме

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V. Физкультминутка

Проводит гимнастику под музыку


Выполняют гимнастику

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

Спрашивает:

Руки?
Ноги?

Локти?
Спина?

Теперь отдохнули и можем применить прочитанное правило.

Как вы думаете, что важнее: лексическое или грамматическое значение слова?


Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова, что нужно тогда сделать?



Самостоятельная работа.

Упр.92


Взаимопроверка (слайд 9)


Работа в парах.

Упр.96, 97 (устно), 99.

(слайд 10, 11)


Отвечают:

НА МЕСТЕ

НА МЕСТЕ
У КРАЯ

ПРЯМАЯ



Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ.


Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.


Работают самостоятельно с упр.92. Выполняют взаимопроверку.



Работают в парах

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы

2. Проверка знаний и умений

3. Пользоваться словарями разных типов

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова

VII.Рефлексия

А теперь подведем итог нашей работы:

Какую цель ставили на урок?

Добились мы поставленной цели?

Оцените свою работу на уроке.

Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.


Выставляет отметки на основе их самооценки (слайд 12)



Отвечают на вопросы учителя



Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности

2. Высказывать , обосновывать своё мнение, уметь слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы

VIII. Домашнее задание.

Упр. 94,95,101 (слайд 1)


Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Записывают домашнее задание.










2



Полный текст материала Конспект урока русского языка "Слово и его лексическое значение"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грищенкова Татьяна Анатольевна  Публикатор
01.01.1970 0 6207 136

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК