Конспект и презентация к уроку русского языка "Лексическое значение слова и способы его определения"; 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №56»



Осина Людмила Константиновна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ№56»,

г. Новокузнецк


Тема урока «Лексическое значение слова и способы его определения»

(5 класс)

Цель учителя: формировать умения учащихся определять лексическое значение слова разными способами.

Цель учащихся: научиться толковать значение слова разными способами


1.Актуализация знаний, умений.


Посмотрите видеофрагмент по книге А.Линдгрен «Пеппи, Длинный чулок».

(или презентация, чтение текста слайд №1-2)

Вы поняли, ребята, что такое кукарямба?

Удалось ли Пеппи найти новое слово?

Почему не удалось?

(Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть, это значит, что у слова есть лексическое значение. Слово «кукарямба» ничего не означает )

Так чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

Запишем в тетрадь число и тему урока. Слайд№3

2. Введение нового знания.

1) Прием « Инсерт».

Откройте учебник на стр.150, прочитайте теоретический материал.

Отметьте знаком + знакомую информацию, знаком – незнакомую, знаком ? непонятную.

Что знакомо? С какими новыми терминами встретились? Что такое лексика? Что такое лексикология?

2) Слайд№4. Лексика. Лексикология. Лексикон.

Какого термина не было в учебнике? Прочитаем, что означает слово лексикон.

А каков ваш запас слов?

3) Слайд№5. Творческий диктант. Определите слова по толкованию их лексического значения и запишите в тетрадь (в столбик, под номерами)

1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника -

2. Слова, близкие по значению –

3. Слова, противоположные по значению –

4. Воображаемая линия, разделяющая Землю на два полушария

5. Нижний этаж зрительного зала в театре, кино –

6. Профессиональный наездник на скачках, бегах -

4) Самопроверка. Определите степень успешности своей работы.

Слайд№6.

Запись.

  1. Айсберг

  2. Синонимы

  3. Антонимы

  4. Экватор

  5. Партер

  6. Жокей

Все ли слова вы записали? Если не все слова записаны, почему, как вы думаете?

Итак, чему мы сегодня должны научиться? Сформулируйте цель урока.

(научиться объяснять лексическое значение слова)

Запишите в тетрадь слова, значение которых вам было незнакомо.

(скорее всего, партер, жокей)

Какой словарь нам поможет определить лексическое значение слова? (Толковый)

Ребята, а кто составляет словари? Пеппи говорила о профессорах. Каких профессоров, составителей словарей вы знаете?

Слайд№7. С.И. Ожегов. В.И. Даль. Д.Н.Ушаков.

Чем больше слов знает человек, тем его речь богаче, ярче, выразительнее.

Где пригодится вам в жизни богатый словарный запас?

3.Воспроизведение нового знания.

1) Существует несколько способов определения лексического значения слова.

Один из способов – перечисление основных признаков предмета или явления. Вернемся к слайду №3. Айсберг - ледяная гора, жокей-наездник и т.д.

Подумайте, какими еще способами можно объяснить лексическое значение слова? Например, как вы объясните трехлетнему ребенку, кто такой дельфин? Если вы скажете, что дельфин – это морское млекопитающее животное из разряда китообразных, вряд ли будет ему понятно.

А как определить значение слова лиловый?

(Фотография, рисунок; возможно, кто-то назовет синонимы) Молодцы!

2) Слайд №8. Способы объяснения лексического значения слова.

Какими способами можно объяснить лексическое значение слова?

Сформулируйте правило.


4. Первичное закрепление.

Запишите данный материал в виде таблицы. (Примеры можно записать свои, например рисунок, или использовать материал слайда).




Примерная таблица.

Способы определения лексического значения слова

Способы

Примеры


1.Перечисление отличительных признаков



Манок - дудка, свисток для приманивания птиц

2. Подбор синонимов


Лиловый - светло-фиолетовый, сиреневый

3. Подбор антонимов


Холод - жара, зной

4.Подбор однокоренных слов


Сожаление - жалость, пожалеть, жалостливый

5. Фотография, рисунок


5. Тренинг.

1). Работа в парах.

Объясните, как вы понимаете лексическое значение слова «поэт», используя четыре способа определения ЛЗ. (Постарайтесь подобрать как можно больше синонимов и однокоренных слов)

Примерные ответы:

1 способ.

а) Человек, который сочиняет стихотворения б) Автор поэтических произведений

2 способ.

а) Стихотворец б) Сочинитель в) Творец

3 способ. Поэт-прозаик

4 способ.

а) Поэзия б) Поэтесса в) Поэтичный г) Поэтический

Кто больше?


2). Работа в группах.

Составьте мини - текст или разыграйте сценку (учитель - ученики; родители-дети и т. д.), где необходимо дать толкование значения какого – либо слова (желательно незнакомого). Используйте толковый словарь учебника.

Пример.

-Мама, папа сказал по телефону, чтобы секретарша убрала бумаги в сейф. Секретарша - это женщина, которая хранит секреты?

- Нет, сынок, секретарша – это женщина-секретарь, которая ведает деловой перепиской, текущими делами учреждения.

4 - группы. Слушаем. Смотрим. Запоминаем.

6. Контроль.

Слайд №9. Найди соответствия

1. Словарный состав языка-

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику -

3. Профессиональный наездник на скачках, бегах –

4. Нижний этаж зрительного зала в театре, кино –

5. Дудка, свисток для приманивания птиц -

6. Вежливый, учтивый-

1. Жокей

2. Лексика

3. Манок

4. Галантный

5. Партер

6. Лексикология


Взаимопроверка.

Слайд №10

1. Жокей - профессиональный наездник на скачках, бегах

2. Лексика – это словарный состав языка

3.Манок дудка, свисток для приманивания птиц

4. Галантный – вежливый, учтивый

5. Партер нижний этаж зрительного зала в театре, кино.

6 . Лексикология - раздел лингвистики, изучающий лексику


7. Рефлексия.

1). Что нового сегодня вы «открыли» для себя?

2). Что на уроке для вас было трудным?

3). Что для вас было полезным?

8. Итоги урока. Домашнее задание.

Учащиеся выбирают задание.

1.Упражнение №331. Разгадайте кроссворд.

2. Составьте свой кроссворд на любую выбранную тему.


Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Лексическое значение слова
Слайд 4
Лексика – это словарный состав языка. Лексикология - раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка. Лексикон – запас слов и выражений человека.
Слайд 5
Слайд 6
1. Айсберг 2. Синонимы 3. Антонимы 4. Экватор 5. Партер 6. Жокей
Слайд 7
Сергей Иванович Ожегов (1900—1964) лингвист, лексикограф, доктор филологическ их наук, профессор. Д. Н. Ушаков Владии мир Иваи нович Даль (1801 -1872) русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». русский языковед
Слайд 8
Способы определения значения слова. 1. Манок – свисток для приманивания 2. Лазурный – голубой, небесный, бирюзовый птиц. 3. Холод – жара, зной. 4. Сожаление жалость, пожалеть, жалостливый, жалеющий 5. Светофор. Лев.
Слайд 9
Найди соответствия 1. словарный состав 1. Жокей языка2. раздел лингвистики, изучающий лексику 2. Лексика 3. профессиональный наездник на скачках, бегах 3. Манок – 4. нижний этаж 4. Галантный зрительного зала в театре, кино – 5. дудка, свисток для 5. Партер приманивания птиц 6. вежливый, учтивый - 6. Лексикология
Слайд 10
1. Жокей - профессиональный наездник на скачках, бегах 2. Лексика – это словарный состав языка 3.Манок – дудка, свисток для приманивания птиц 4. Галантный – вежливый, учтивый 5. Партер – нижний этаж зрительного зала в театре, кино. 6 . Лексикология - раздел лингвистики, изучающий лексику

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Лексическое значение слова и способы его определения"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осина Людмила Константиновна  Публикатор
16.01.2018 0 19820 1947

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК