Урок в форме игры «Крестики-нолики» в 5 кл. "Путешествие в страну сказок".


  • Савченко Елена Вячеславовна

  • МОУ Лицей №6, учитель русского языка и литературы

  • http: //pedsovet.su//load/28-1-0-5541



Тема урока: Путешествие в страну сказок (Урок в форме игры «Крестики-нолики» в 5 классе)

  • Демонстрационный материал: карточки, плакаты, игровое табло, портреты писателей-сказочников.


Настоящая игра может быть организована в 5 классе после изучения тем «Русские народные сказки» и «Литературная сказка».

Приступая к изучению тем, учитель скажет детям о предстоящей игре, даст опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки.


В игре принимают участие две команды «КРЕСТИКИ» и «НОЛИКИ». Команды по очереди выбирают номер табло. При правильном ответе на вопрос табло закрывается их знаком. Побеждает та команда, которая закроет своим знаком наибольшее количество ячеек игрового табло.


Цели:

  • выявить как усвоено учащимися содержание самых популярных сказок;

  • развитие внимания, памяти, мышления;

  • воспитание любви учащихся к литературе.


Эпиграф: Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!

А.С.Пушкин



ХОД УРОКА


I. Вступительное слово учителя.


II.

Конкурсы:

1. Пазл.

Команды полуают репродукции картин, разрезанные на несколько частей. Задача команд- сложить из «кусочков» целостное полотно. Побеждает та команда, которая быстрее других справится с заданием.


2. Черный ящик.

Кладется в ящик что-то связанное со сказкой. По наводящим вопросам ребята должны отгадать, что лежит в ящике.


3. Назовите сказку.

Учитель читает зачин сказки. Ребята должны назвать сказку и автора.


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)


В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они -не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали. (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».)


Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет. (В.А.Жуковский «Спящая царевна».)



Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна села ждать его одна. (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)


Жил -был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и работнике его Балде».)


Жил старик со старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)


4. Кто это?

Учитель читает описание героя. Ребята должны назвать героя и название сказки.


Высока, стройная, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)


Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать. (Царевна, «Спящая царевна». В.А.Жуковский.)


Княгиня-диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин.)


Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор. (33 богатыря, «Сказка о царе Салтане…». А.С.Пушкин.)


На крыльце стоит его…

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С.Пушкин.)


5. Кто в тереме живет?

Учитель зачитывает описание дома сказочных героев. Ребята должны догадаться, кто и в каой сказке живет в этом доме.


Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи .-А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке».)


В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. – А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …»



Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона.-А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».)


6.Сказочная почта.

Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга различные послания. Учитель зачитывает послания сказочных героев. Ребятам нужно указать, кто и кому их послал.


Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей! (Телеграмма от Гиппопотама-доктору Айболиту.-К.И.Чуковский . «Айболит».)


Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку». (Ткачиха, поварихас сватьей бабой Бабарихой-царю Салтану.-А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».)


Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по- королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместиться в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском катании. (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы.-С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».)


7. Веселый урок.

Команды составляют слова из слова ВОЛШЕБСТВО


Сказочный обед.

Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает.


Испекла каравай–рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху-птицы летучие, снизу-звери рыскучие. (Василиса Премудрая для царя.-Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)


-Съешь моего ржаного пирожка.

-Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка-девочке.Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)


Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила. (Семь богатырей-царевну.-А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…».)


III. Подведение итогов.

Награждение победителей.



Полный текст материала Урок в форме игры «Крестики-нолики» в 5 кл. "Путешествие в страну сказок". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савченко Елена Вячеславовна  elena-ufa
29.07.2010 5 10401 1738

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК