Конспект урока русского языка "Предложения с обращениями"; 5 класс
Предложения с обращениями. 5 класс
Цель урока: сформировать представление о предложениях с обращением, научить отличать обращение от подлежащего, определить роль обращений в речи.
Задачи урока:
Образовательные: знать: особенности обращения; уметь: выделять на письме знаками препинания; повторить: правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
Развивающие : правильно использовать обращения в речи; самостоятельно анализировать и делать выводы; работать со словарем.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине; умение сотрудничать; умение эмоционально произносить обращения.
Тип урока: введение нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, толковый словарь, орфографические словари, репродукции картин: березка зимой, летом, весной, осенью.
Ход урока
Орг. момент
Проверка домашнего упражнения.
Объявляется тема урока и цель урока (запись на доске). Тема урока: “Предложения с обращениями”.
Актуализация знаний (Слайд 1)
В русском языке существуют предложения, в которых слово не является членом предложения. Что же это за слова? Прослушайте сказку, и попробуйте определить какая у нас будет тема урока.
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке...
- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок...
- Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!
- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!
- Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл Крокодил один глаз. – Да это мои друзья!...
На другой день Мартышка всем сообщала:
- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!
- А если хотите написать письмо, - добавил Удав, - не забудьте отделить ОБРАЩЕНИЕ запятой.
- Или восклицательным знаком, если хотите “написать” обращение “громко”, - заканчивал Слоненок.
Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: “Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!”.
Анализируем данный текст:
- Какая тема нашего урока? Что нам нужно узнать?
- Как вы поняли, что же такое обращение?
- Как на письме выделять обращение?
- С какой интонацией произносится обращение?
А вот рисунок, который подходит к этой сказке. Такие рисунки учат думать не только головой, но и “глазами”. (Слайд 2).
Используя рисунок – опорный конспект, расскажите, что же такое обращение. Учащиеся делают вывод: обращение – это слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносим с особой звательной интонацией.
Первичное закрепление знаний
Анализируем три предложения. Вывожу на экран эти предложения(Слайд 3)
Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.
А Вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?
Пойдем с нами, Сережа!
- Где может стоять обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине предложения).
- Как выделяется обращение на письме? (запятыми).
Вывод (ученики делают его сами): Обращение может находиться в предложении в начале, в середине, в конце. На письме выделяется запятыми.
Вот мы с вами попытались разобраться в том, что же такое обращение. Сделали вывод. А теперь откроем учебник на стр. 98 и убедимся в том, что вывод сделали правильно. Прочитаем правило на стр. 99, посмотрите, какая схема должна быть, если в предложении есть обращение.
Сравним два предложения. На экране ученики видят пейзаж – русские березки и текст. (Слайд 4)
Береза, о тебе я в тропических чащах скучал.
Береза родная, со стволом серебристым,
о тебе я в тропических чащах скучал.
(К.Бальмонт)
Вывод: обращением может быть не одно слово, а целое словосочетание.
- Вам встретилось незнакомое слово “тропические”.
- В каком словаре вы найдете значение данного слова?
Дети открывают “Толковый словарь” и зачитывают значение слова “тропики”.
Тропики - -ов, ед. –ик, м.
1. Воображаемые параллели, отстоящие на 23°07 к северу и югу от экватора.
2. Местность к северу и югу от экватора между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара.
- Много в тропиках диковинных растений, но не растут там березы. Вот поэт К. Бальмонт и вспоминает в стихах березу родную.
Не только поэты, но и писатели говорят о своей любви к березке. В.П. Астафьев пишет: “До поездки на юг я и не предполагал, что это скромное северное деревце так прекрасно. Оно прекрасней всех деревьев на свете, потому что оно пахнет Родиной!”
- Посмотрите, ребята, пейзажи! (на доске пейзажи: березы весной, березы в зимнем уборе, березы летом и осенью).
Вывод: - Как они прекрасны во все времена года! Береза - символ Родины. Любите это скромное северное деревце!
- Какой частью речи выражено обращение? (существительное в именительном падеже).
Вывод: обращение может быть выражено существительным одушевленным и существительным неодушевленным (часто в поэзии).
Сравните:
-
Ребята оберегают природу.
-
Ребята, оберегайте природу!
Вывод: в первом предложении слово “ребята” - подлежащее, а во втором – обращение. Отличайте обращение от подлежащего!
- Читаю стихотворение “Как его зовут!” (В. Масс и М. Червинский)
Отрывок из стиха на экране (Слайд 5)
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем –
Вам этот школьник не знаком?
- Как вежливо обращаться к своим товарищам? (Алеша, Петя, Ваня, Толя)
- Об этом же напоминает нам учебник, на стр 100. Зачитаем.
Вторичное закрепление знаний. На доске заранее записано. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните.
Со...нце со..нце ты откуда?
Я из зорьки з...лотой!
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучки гр...зовой!
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней ст...роны!
Ученик у доски, а остальные дети в тетрадях вставляют буквы, расставляют знаки препинания, объясняют.
Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать, вывожу на экран задание с элементами занимательности и с требованием закончить предложения из басен И.А. Крылова (недавно мы на уроках литературы изучали басни И.А. Крылова) и грамотно написать.
На экране текст (Слайд 6)
Голубушка ... (как хороша!)
Спой Светик ... (не стыдись!)
Не оставляй меня ... (кум милый!)
Соседушка я ... (сыт по горло).
- Из каких басен эти строки? (Басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица”, “Стрекоза и Муравей”, “Демьянова уха”).
Ученики записывают предложения и объясняют знаки препинания.
Подготовка к ГИА. Контроль-тест на экране (Слайд 7)
Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
А. Лес пахнет дубом и сосной.
Б. Ласково мерцали звезды в вышине.
В. Глинка великий русский композитор.
Г. Здравствуй белая березка.
Д. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
(тест взят из книги “Тестовые задания по русскому языку”, 5 класс, А.Б. Малюшкин, Москва, творческий центр Сфера, 1998). Ответ: Г,Д.
Рефлексия: ответим на вопросы, записанные на доске после темы:
- Что такое обращение?
- Где употребляется?
- Как?
Домашнее задание:
- Запишите в дневник! Параграф 42, выучить правила, упр.214
Урок заканчиваю стихотворением
Обращение.
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй!
Ребята, спасибо за работу на уроке!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Батухтина Ольга Сергеевна
→ Публикатор 08.11.2020 0 2773 291 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.