Конспект урока русского языка "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"; 8 класс
Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
1.Дальнейшее освоение понятия «Однородные члены предложения».
2. Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и интонацией.
3.Умение находить в тексте предложения с однородными членами, объяснять постановку знаков препинания.
Основные понятия урока: однородные члены предложения, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, союзная связь, бессоюзная связь.
Ход урока:
Оргмомент:
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания
Проверка домашнего задания
Беседа (3-5мин):
- Назовите признаки однородных членов предложения (один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения)
- Однородными могут быть как …, так и …(гл.члены, второстепенные)
Мотивация
(создание проблемной ситуации) (5-7мин)
Обратите внимание на доску, на ней написано несколько предложений:
-
Матросы разных наций(,) рыбаки(,) кочегары(,) веселые юнги(,) машинисты(,) рабочие(,) лодочники(,) грузчики(,) водолазы были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря.(А. Куприн) Необходимо будет расставить запятые у доски и подчеркнуть все однородные члены.
Почему, по вашему мнению, между одних однородных членах запятые ставятся, а между других нет? (Обучающиеся отмечают, что в нем есть союз и).
В предложениях с однородными членами не всегда ставятся запятые. Наша задача – научиться правильно, ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Как вы сформулируете тему сегодняшнего урока?
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.(Тема записывается в тетради и на доске)
Целеполагание (1-2 мин)
Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы?
(Обучающиеся говорят о том, что они должны научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; научиться находить в тексте предложения с однородными членами; понять, что предложения с однородными членами играют важную роль в текстах разных стилей и в нашей речи.)
Объяснение нового материала
Новый материал объясняется на предложениях, данных на карточках.
Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а, но, и.
1.На траве, на былинках, на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины.
2.Цветы издавали не резкий, а нежный запах.
3.День был пасмурный, но теплый.
4.Ветер внезапно налетел и промчался.
Почему в первых трех предложениях запятые ставятся между однородными членами, а в четвертом нет?
Прочитайте предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем второстепенные.
Прочитайте правило на стр.94 вашего учебника.
Конспектирование: таблица
Запятая ставится |
Запятая не ставится |
Если нет союзов (бессоюзное предложение) Ребята купались, загорали |
Если союз И соединяет два однородных члена предложения Ребята купались и загорали
|
Перед союзами а, но 1.Ребята не купались, а загорали 2.Ребята купались, но не загорали |
|
Первичное закрепление материала:
Упр. 204 + написать схемы.
Вернемся к предложению, которое было на доске:
1.Матросы разных наций(,) рыбаки(,) кочегары(,) веселые юнги(,) машинисты(,) рабочие(,) лодочники(,) грузчики(,) водолазы были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря.(А. Куприн).
Прочитаем это предложение еще раз, не правда ли, длинное предложение? А если у нас нет времени перечислять всех, кто находится на корабле, как тогда мы можем сказать? (Люди, рабочие)- эти слова будут являться обобщающими. Очень часто при однородных членах могут встречаться обобщающие слова, для конкретизации, в таком случае после обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.
Все эти ЛЮДИ: Матросы разных наций(,) рыбаки(,) кочегары(,) веселые юнги(,) машинисты(,) рабочие(,) лодочники(,) грузчики(,) водолазы были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря.(А. Куприн).
Упр. 210
Подведение итогов урока (рефлексия)
Организация рефлексии.
- Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нам удалось сегодня особенно хорошо?
- Что не понравилось? Над чем бы вы хотели поработать еще?
- ПОПРОБУЙТЕ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНООДНЫМИ ЧЛЕНАМИ РАССКАЗАТЬ О СВОЕМ НАСТРОЕНИИ НА КОНЕЦ УРОКА.
Задание на дом
Параграф 41 упр.207,211 – базовый уровень;
(дополнительно : выписать 3 предложения с однородными членами из любой русской народной сказки – повышенный уровень).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Большакова Анна Сергеевна
→ Публикатор 01.03.2021 0 2413 244 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы