Конспект урока русского языка "Здоровье – это здорово…"; 6 класс


 

МБОУ «Уруссинская средняя общеобразовательная школа № 3» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока русского языка

для учащихся 6 класса

на тему:

«Здоровье – это здорово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы:

Мухаметзянова Регина Илкамовна

 

 

 

 

 

 

Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и

умственный труд соединились в его деятельности.

К. Д. Ушинский

 

Тема урока: «Здоровье – это здорово…»

 

Цели урока:

1. формирование умения правильного правописания безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова, буквенных сочетаний ЧК,ЧН, Ь после шипящих, приставок на -З(-С), чередующихся гласных А-О, Е-И в корне слова , букв О-Ё после шипящих в корне слова, букв Ы-И после Ц;

2. формирование пунктуационных навыков постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым;

3. формирование потребности в здоровом образе жизни, духовном и нравственном совершенствовании.

 

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения обучающихся друг к другу;

- формирование у обучающихся культуры здоровья, мотивации на ведение здорового образа жизни на основе дидактического материала урока;

Предметные:

-распознавать и характеризовать орфограммы в словах

- анализировать структуру предложений с целью расстановки знаков препинания;

- формирование умения подбирать однокоренные слова;

Регулятивные:

- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- формирование навыков нахождения и вычленения нужной информации;

Коммуникативные:

-развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Познавательные:

- формирование умения правильного правописания изученных орфограмм в словах;

- формирование умения расстановки знаков препинания в простых предложениях с однородными членами.

Тип урока: урок - проект, урок – исследование.

Технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучения, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), групповая деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, доклад учащегося, ученический проект, раздаточный материал.

 

Ход урока.

1.Оргмомент. Психологический настрой.

УЧИТЕЛЬ.

Здравствуйте, ребята! Я хотела бы Вас попросить повернуться к своему соседу по парте. Давайте посмотрим в глаза друг другу, улыбнемся, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, доброго здоровья, успехов!

 

2. Актуализация знаний. Вызов.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о самом важном и дорогом, что есть у человека. Народная мудрость утверждает, что это даже за деньги не купишь. Как вы думаете, что это такое? Слайд №1.

Да, это здоровье.

 

Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, поскольку нет, наверное, ни одного человека, который не хотел бы быть здоровым. Мы с вами обобщим наши знания о здоровье и о здоровом образе жизни, узнаем что-то новое о том, как сохранить и укрепить здоровье. А поскольку у нас урок русского языка, вы сможете пополнить свой словарный запас новыми словами, мы повторим и закрепим орфографические и пунктуационные правила. Но самое главное – мы с вами постараемся уяснить, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы.

 

Запишите число, классная работа и тему урока «Здоровье – это здорово…» Слайд 2

 

УЧИТЕЛЬ.

Итак, слово «здоровье» мы слышим очень часто. При встречах с близкими и друзьями мы всегда интересуемся их здоровьем, при расставании желаем доброго и крепкого здоровья. Здоровье помогает нам самим осуществлять наши планы, преодолевать жизненные трудности. Один французский писатель сказал: «Здоровье – это единственная драгоценность».

К тому же учёные давно установили, что за здоровьем надо следить с детства.

 

3. Реализация знаний. Работа по теме урока. Погружение в проект.

УЧИТЕЛЬ.

Запишите в тетрадь слово «здоровье» и подберите к нему как можно больше однокоренных слов.

 

ЗДОРОВЬЕ

 

ЗДОРОВЫЙ = обладающий здоровьем.

ЗДОРОВАТЬСЯ = желать здоровья другим.

ЗДОРОВЯК = человек с отличным здоровьем.

ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЮ = старинное приветствие.

ЗДРАВНИЦА = место, где можно поправить здоровье.

ЗДРАВСТВОВАТЬ = быть здоровым.

ПОЗДОРОВАТЬСЯ = пожелать здоровья.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ = укрепление здоровья.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ = охрана здоровья.

ЗДРАВИЕ = то же, что здоровье.

( Дети записывают слова. Одновременно объясняются значения всех слов).

Слайд №3-4.

А теперь послушаем ребят, которые еще при изучении раздела «Лексика» получили проектное задание – провести лингвистическое исследование над словом «здоровье», изучив его с лексической точки зрения.

Ученики:

Наше лингвистическое исследование над словом «здоровье» было построено по следующему плану:

  1. Определить лексическое значение слова «здоровье».

  2. Выяснить происхождение слова «здоровье».

  3. Выявить слова – синонимы, антонимы к существительному «здоровье».

Выясняя лексическое значение слова «здоровье», мы обратились к нескольким толковым словарям.

Например, в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой даны 2 значения слова здоровье.

1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. 

2. То или иное состояние организма.

Таким образом, слово «здоровье» является многозначным.

Определяя происхождение слова здоровье, мы выяснили, что оно пришло из старославянского языка от слова dorvo (дерево), буквально означает «из хорошего дерева».

Используя словари синонимов и антонимов, мы установили, что у слова здоровье есть 10 синонимов (например, состояние здоровья, состояние организма, здравие, безболезненность, самочувствие, здоровьице…) и 4 антонима (нездоровье, болезнь, недуг, недомогание).

 

УЧИТЕЛЬ.

Ребята, я с вами согласна и с лексическим значением, которое вы определили, ЗДОРОВЬЕ – это полное физическое и психическое благополучие организма, главная ценность человеческой жизни. А как вы считаете, из чего складывается здоровый образ жизни?

(Соблюдение режима дня, соблюдение правил личной гигиены, правильное сбалансированное питание, занятия физической культурой и спортом, двигательная активность, закаливание, полноценный отдых и сон, отказ от вредных привычек, положительные эмоции и т.д.).

 

УЧИТЕЛЬ. Мы выяснили, что обозначает слово «здоровье», что такое здоровый образ жизни. А что же нужно знать и делать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы? Ребята, если у нас возникают какие-то вопросы, куда мы обращаемся? Правильно, к различным справочникам. Давайте сегодня перелистаем воображаемую книгу. Я думаю, на этот вопрос мы тоже найдём ответ.

Наша книга состоит из нескольких страниц.

 

 

 

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ «ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА».

Записать столбиком слова без ошибок.

Анальгин, валидол, уголь активированный, йод, цитрамон, мукалтин.

 

ПРОВЕРКА. Слайд №5. Ученики сверяют написанное.

Ребята, а в каких случаях применяют эти лекарственные препараты?

Анальгин – боль,

Валидол – сердце,

Уголь – желудок,

Йод – рана,

Цитрамон – голова,

Мукалтин – кашель.

Слайд №6.

 

УЧИТЕЛЬ. Ребята, теперь вы знаете некоторые лекарства, которые есть и в вашей домашней аптечке. Но помните, что ни в коем случае нельзя самим, без ведома взрослых, принимать их. Нужно сообщить о недомогании родителям или же посоветоваться с кем-то из взрослых.

 

Переходим на следующую страничку. Она называется «СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ».

 

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СТРАНИЦА. СЛАЙД 7

 

МУДРЫЕ МЫСЛИ.

Пешком ходить – долго жить.

Будешь двигаться – через гору перевалишь, будешь сидеть – в яму скатишься.

Систематически заниматься спортом – значит заботиться о своём здоровье.

Воздух, солнце и вода – три кита здоровья.

Куда не приходит солнечный луч, туда часто заходит врач.

 

УЧИТЕЛЬ. Здоровье и спорт – понятия неразделимые. Если человек с детства дружит с физкультурой и спортом, много времени проводит на чистом воздухе и на солнце, это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости.

 

УЧИТЕЛЬ. 

А знаете ли вы, что ещё в Древней Греции большое внимание уделяли занятиям спортом. Слайды №8-10.

 

 

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте человеческого тела. Недаром именно здесь зародились Олимпийские игры. Это было одно из наиболее почитаемых праздненств Эллады. Победители Олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

 

УЧИТЕЛЬ.

Олимпийские игры проводятся и в наше время. Ребята, а когда и где проходили они в России? (1980г., город Москва, 2014 г., город Сочи)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд 11

А теперь и нам с вами самое время сделать несколько упражнений.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

 

 

УЧИТЕЛЬ. 

Переходим на следующую страницу.

 

 

СТРАНИЦА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. СЛАЙД 12

 

МУДРЫЕ МЫСЛИ.

Здоров на еду, да хил на работу.

Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.

После обеда полежи, после ужина походи.

Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.

По яблоку в день – и доктор не нужен.

Ребята, народная мудрость содержит очень полезные советы. Обязательно прислушайтесь к ним.

 

УЧИТЕЛЬ.

На состояние здоровья человека оказывают влияние разные факторы. Один из важнейших – питание. Правильное питание – залог долгой жизни.

 

ЗАДАНИЕ.

Представьте себе, что вы пришли в столовую и там вам предложили меню. Всё ли вас в нём устраивает? Исправьте ошибки. Слайд 13

МИНЮ.

1.Щи из свежой копусты.

2.Пильмени.

3.Кортошка тушёная.

4.Кесель клюквенный.

5.Кампот яблочьный.

 

ПРОВЕРКА. Слайд 14

 

 

ИГРА «ПОЛЕЗНО - НЕПОЛЕЗНО».

УЧИТЕЛЬ. Какие из названных продуктов полезны для здоровья человека, а какие вредны. Я буду называть продукт питания. Если услышите полезный, хлопайте в ладоши, а если вредный, то должна быть тишина.

 

Яблоко, торт, рыба, жареный картофель, морковь, творог, чупа-чупс, лапша быстрого приготовления, клюква, молоко, чипсы, газированная вода, лимон, сухарики.

 

УЧИТЕЛЬ.

Знать полезные и неполезные продукты питания очень важно. Вредные продукты отравят наш организм, а, значит, не прибавят здоровья.

Таким образом, что нужно знать?

Чтобы сохранить здоровье, нужно правильно питаться.

Ребята, каждый человек способен привыкать к каким – либо действиям, ощущениям. Кто – то, например, привыкает рано ложиться спать, кто – то поздно. Со временем у человека появляются привычки. Однако привычки могут помочь беречь здоровье, а есть привычки, которые вредят здоровью.

 

Что бы Вы посоветовали делать для борьбы с вредными привычками?

Я также согласна с Вами – необходима правильная организация досуга, полезны занятия физической культурой и спортом.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА. Слайд 15

 

МУДРЫЕ МЫСЛИ.

Хороший смех оздоравливает душу.

Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.

Улыбка – лучшая таблетка.

 

УЧИТЕЛЬ.

Говорят, что трёхминутный смех заменяет 15-минутную гимнастику. По мнению учёных, влияние настроения на здоровье человека так же важно, как правильное питание и физические упражнения. Что же помогает нам улучшить настроение?

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ. Слайд 16

 

Прочитайте текст, вставьте буквы. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

 

Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки погружают нас в состояние невесомост… Всё наше тело медленно ра(с,сс)лабляется, кровеносные сосуды ра..ширяются, сер..це начинает би(ть,т)ся ровнее,полностью исчезают напряжение в теле и г..л..вная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

 

ПРОВЕРКА Слайд 17

 

УЧИТЕЛЬ.

Итак, сейчас осень. Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятности в личной жизни или в школе, то это немедленно скажется на состоянии здоровья. Не расстраивайтесь, что у вас нет аквариума дома. Есть разные способы поднять настроение:

- пообщайтесь с жизнерадостными людьми;

- посмотрите весёлую кинокомедию;

- послушайте любимую музыку;

- съешьте что-нибудь вкусненькое;

- поставьте в своей комнате букет цветов

и ваше настроение улучшится. А ещё, ребята, не забывайте делать добро другим людям. А оно обязательно к вам вернётся в виде хорошего самочувствия и настроения.


 

УЧИТЕЛЬ .

Ребята, сегодня я получила необычную посылку от литературного героя, но без вас я не стала открывать её. Но наш литературный герой оставил подсказку, давайте послушаем её. (определить, что находится в посылке, какое значение имеет для здорового образа жизни.) Слайд 18

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел …»

(…три красных яблока. В.Распутин «Уроки французского»)

Итоги урока. Рефлексия.

 

УЧИТЕЛЬ.

Итак, сегодня мы говорили о здоровье и о том, что поможет его сохранить. Давайте вместе подведём итоги всему, что вы слышали.

Если хочешь быть здоровым, нужно:

- заниматься физкультурой и спортом;

- следить за тем, чтобы питание было правильным;

- нужно, чтобы настроение всегда было хорошим, а для этого делать добро людям.

 

Слайд 19 - Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.

 

Меня урок заинтересовал тем, что…

Спортивные упражнения помогают…

Я впервые услышало том, что…

Физическое здоровье…

 

 

УЧИТЕЛЬ.

Я, в свою очередь, хочу пожелать вам быть здоровыми, сильными, энергичными, красивыми.

 

Инструктаж домашнего задания. Слайд №20

Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что вести разговоры о формуле здоровья, о ЗОЖ, нужно с детских лет и именно в семейном кругу. Ведь у каждой семьи есть свои секреты долголетия. Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю Вам написать мини – сочинение «Рецепт здоровья моей семьи». Объем сочинения – не менее 50 слов.

Я искренне Вам желаю быть здоровыми и счастливыми. Хотя, наверное, одного пожелания недостаточно, нужно сразу делать первые шаги к его реализации. Поэтому с пожеланием «быть здоровыми» я хочу подарить Вам источник витаминов – яблоко. Удачи вам, ребята.


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Здоровье – это здорово…"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мухаметзянова Регина Илкамовна  Публикатор
09.10.2021 0 1302 173

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК