Конспект урока русского языка "Обособленные определения"; 11 класс


МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования»

МБОУ «Бедиминская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок русского языка в 11 классе по теме:

«Обособленные определения»

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Иванова В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

 

 

Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Обособление определений»

Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Обособление определений», способностей к учебной деятельности.

Задачи: - формировать умения самостоятельно «добывать» и применять новые знания,

- развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;

-воспитывать интерес к русскому языку, внимание к культуре речи, развивать монологическую речь, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.

Оборудование и технические средства обучения: ноутбук, проектор, видеоролик

Наглядные пособия: презентация «Обособление определений», карточки

Ключевые слова: обособление, определение

 

Ход урока.

1.Мотивация.

Эпиграфом к уроку я взяла слова академика А.Л. Минца

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,

но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,

которая (не) умеет плавать.

А.Л. Минц

-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?

( На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.)


 

Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике по орфографии. Орфографическая пятиминутка.


 

А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (обособленным определением)


 

2.Целеполагание.


 

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (уч-ся отвечают)

Какова цель нашего урока? (уч-ся ставят цели)


 

(Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)

3.Актуализация знаний

1)В 7 классе мы изучали тему «Обособление определений», на прошлом уроке я дала вам проверочный тест на постановку запятых.Что показала проверка? В основном, справились, но ошибки есть. И к сегодняшнему уроку я просила тему повторить.

Итак, смотрим презентацию: записаны предложения. Вы должны назвать условия обособления и необособления определений.


 

  1. Первичное усвоение нового материала. По презентации и учебнику

А сейчас класс разделится на две группы. Мы с вами повторили ранее изученный материал. На парте у вас лежит учебник Гольцовой Нины Григорьевны. Прочитайте его внимательно и ответьте, что нового вы узнали об обособлении согласованных определений.

4. Выписка из учебника


 

Обособление определений.

1.Обычно обособляются распространённые определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного: Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет. Науки, чуждые музыке, были постылы мне.

2.Причасти или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределённого местоимения, не обособляются, так как образуют одно целое с местоимением: Я увидел нечто похожее на гриб. Он рассказывал что-то выходящее за рамки обыденного.

3.Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота (все записавшиеся на экскурсию, эти построенные недавно дома, моя уехавшая на днях сестра)

4.Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемыми существительными (если не имеют добавочных оттенков значения): Около стола гуляла привязанная за ногу курочка.

5.Не обособляются распространённые определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего: Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

6.Обособляются часто два и больше одиночных определения, стоящих после определяемого имени существительного: Пришла весна, яркая, солнечная.

6.Распространённые или одиночное определение , стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать. Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.

7.Распространённое или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.

8.Обособляется определение, относящееся к личному местоимению, независимо от степени распространённости и местоположения определения: А он, мятежный, просит бури.

Ребята находят новые условия обособления и необособления определений, зачитывают, рассуждают, объясняют их.

5. Первичная проверка понимания.

1)На партах лежат рабочие материалы, которые помогут вам создать кластер по теме «Обособление определений» (1 группа) (Кластер составляется на магнитной доске)

2)На столах лежит набор предложений. Я предлагаю к каждому условию обособления или необособления определения подобрать пример.( 2 группа) (Предложения прикрепляются к кластеру, в них расставляются недостающие знаки препинания, объясняются условия обособления или необособления.))

(Рабочие материалы для кластера. Набор предложений. Каждое условие, предложение написано на отдельном листочке)

Определение, относящееся к личному местоимению

Определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими словами

Перед определяемым словом,

если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени)

После определяемого слова

1)причастие с зависимым словом

2)прилагательное с зависимым словом

3)два или более согласованных нераспространённых определения


 

Обособляется

Не обособляются определения, стоящие после определительных, указательных, притяжательных местоимений.

Не обособляются определения, стоящие после неопределённого местоимения.

Не обособляются определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым.

Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма.

Её глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду.

Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.

Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.

Особенно нравились мне её глаза большие и грустные.

Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать своё восхождение.

Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки.

Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился.


 

  1. Первичное закрепление . Самостоятельная работа с проверкой по эталону (интерактивная доска с правильными ответами)

(Учащимся предоставляется право выбора: расстановка знаков препинания в предложениях, творческая работа)

Расставьте знаки препинания:

1)Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали, прислушиваясь к (2) доносящимся из чащи (3) звукам.__________________________

2) В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.____________

3)Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким._______________

4)Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной_____________

5)Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта________

(Ребята проверяют работу друг у друга, а затем по эталону)


 

7.Подготовка к ЕГЭ + видеоролик

Грамматические ошибки (Задание № 7 ЕГЭ) (презентация)

Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом.

Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес .

Ошибка в употреблении времени причастия.

Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане.

Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует.

Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют.

Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.

Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже.

Ты ангел, сошедшие с небес.


 


 

Укажите номера предложений с нарушением в построении предложения с причастным оборотом.

1.Пользуясь калькулятором, вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память.

2.В конкурсе «Библиокросс» выиграет участник, прочитающий наибольшее количество книг.

3.Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

4.В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

Исправьте ошибки.

8. Орфоэпическая пятиминутка.

БалОванный, безУдержный, гофрирОванный , забелЕнный, костюмирОванный, кУхонный, новорождЕнный, обетовАнный, премирОванный.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?


 

9.Домашняя работа Упр 391

10. Рефлексия.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом.

Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес .

Ошибка в употреблении времени причастия.

Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане.

Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует.

Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют.

Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.

Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже.

Ты ангел, сошедшие с небес.


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Обособленные определения"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Варвара Петровна  Публикатор
03.11.2021 0 2494 169

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК