Дидактический материал к уроку литературы "Мотив дома в лирике И.А. Бунина"; 8 класс
Сидорова Ирина Викторовна
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4 имени В.В. Клочкова. Нижегородская область, г. Чкаловск
Мотива дома в лирике И. А. Бунина
Материал для урока литературы в 8 классе
**** Люблю цветные стекла окон И сумрак от столетних лип, Звенящей люстры серый кокон И половиц прогнивших скрип.
Люблю неясный винный запах Из шифоньерок и от книг В стеклянных невысоких шкапах, Где рядом Сю и Патерик.
Люблю их синие странички, Их четкий шрифт, простой набор, И серебро икон в божничке, И в горке матовый фарфор,
И вас, и вас, дагерротипы, Черты давно поблекших лиц, И сумрак от столетней липы, И скрип прогнивших половиц. 1906 |
1.Какое слово является ключевым в этом стихотворении? 2.О чем это стихотворение? 3.Каким вы представили этот дом? Что можете сказать о его хозяине? 4. Чем дорог этот дом лирическому герою? Что он вспоминает, чем дорожит? Составьте кластер «дом» по прочитанному стихотворению. Как вам кажется, случайно ли перечисление вещей в стихотворении или их выбор чем-то обусловлен? 5.Дом- это не только любимые вещи, но и звуки (какие?), запахи (какие?) 6.Каковы особенности композиции стихотворения? 7. Как вы почувствовали настроение лирического героя стихотворения?
|
Вечер
О ……………… мы всегда лишь вспоминаем А ……………… всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким, чистым кроем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем. А ………………. только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне. Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. 1909 |
|
***
Настанет день - исчезну я… А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ, древний и простой. И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой. 1916 |
1.Докажите, что мотив дома в этом стихотворении приобретает философский характер. 2. Какова идея стихотворения? 2.Определите роль образа бабочки. 3.Какие чувства, эмоции вызывает у вас это стихотворение? |
*** У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьется сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой! 1922 |
1.Какие жизненные обстоятельства, пережитые поэтом, легли в основу стихотворения? 2. Докажите, что в стихотворении используется приём антитезы. 3. Какая строчка и с какой целью повторяется в стихотворении 2 раза? 4.Как вы почувствовали душевное состояние лирического героя стихотворения? 5.Как в этом стихотворении звучит мотив дома, родины?
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидорова Ирина Викторовна
→ Публикатор 21.02.2022 0 762 117 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы