Дидактический материал к уроку литературы "Мотив дома в лирике И.А. Бунина"; 8 класс


 

Сидорова Ирина Викторовна

Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4 имени В.В. Клочкова. Нижегородская область, г. Чкаловск


 

Мотива дома в лирике И. А. Бунина

Материал для урока литературы в 8 классе

****

Люблю цветные стекла окон

И сумрак от столетних лип,

Звенящей люстры серый кокон

И половиц прогнивших скрип.

 

Люблю неясный винный запах

Из шифоньерок и от книг

В стеклянных невысоких шкапах,

Где рядом Сю и Патерик.

 

Люблю их синие странички,

Их четкий шрифт, простой набор,

И серебро икон в божничке,

И в горке матовый фарфор,

 

И вас, и вас, дагерротипы,

Черты давно поблекших лиц,

И сумрак от столетней липы,

И скрип прогнивших половиц.

1906

1.Какое слово является ключевым в этом стихотворении?

2.О чем это стихотворение?

3.Каким вы представили этот дом? Что можете сказать о его хозяине?

4. Чем дорог этот дом лирическому герою? Что он вспоминает, чем дорожит? Составьте кластер «дом» по прочитанному стихотворению. Как вам кажется, случайно ли перечисление вещей в стихотворении или их выбор чем-то обусловлен?

5.Дом- это не только любимые вещи, но и звуки (какие?), запахи (какие?)

6.Каковы особенности композиции стихотворения?

7. Как вы почувствовали настроение лирического героя стихотворения?

 

 

Вечер

 

О ……………… мы всегда лишь вспоминаем

А ……………… всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе лёгким, чистым кроем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.

А ………………. только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне.

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

1909

  1. Попробуйте догадаться, какое слово пропущено в стихотворении. О чём оно?

  2. С чем не согласен Бунин? В чём, по мнению поэта, заключается счастье? (изобразите в виде кластера)

  3. Как в этом стихотворении расширяется тема (мотив) дома?

  4. Как человек может обрести счастье?

  5. Как вы понимаете последние слова стихотворения?

***

 

Настанет день - исчезну я…

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

1916

1.Докажите, что мотив дома в этом стихотворении приобретает философский характер.

2. Какова идея стихотворения?

2.Определите роль образа бабочки.

3.Какие чувства, эмоции вызывает у вас это стихотворение?

***

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

1922

1.Какие жизненные обстоятельства, пережитые поэтом, легли в основу стихотворения?

2. Докажите, что в стихотворении используется приём антитезы.

3. Какая строчка и с какой целью повторяется в стихотворении 2 раза?

4.Как вы почувствовали душевное состояние лирического героя стихотворения?

5.Как в этом стихотворении звучит мотив дома, родины?

 


 


 


Полный текст материала Дидактический материал к уроку литературы "Мотив дома в лирике И.А. Бунина"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидорова Ирина Викторовна  Публикатор
21.02.2022 0 762 117

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК