Конспект урока литературы "Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича"; 10 класс
Конспект урока «Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича»
Цели урока:
-
развить и повысить навык понимания литературных произведений через анализ художественных деталей;
-
научить определять место и роль различных персонажей в структуре романа;
-
развить в учениках гуманность и чувство ответственности за совершенные деяния.
Задачи урока:
-
Провести анализ ранее прочитанных частей произведения;
-
Рассмотреть персонажа Порфирия Петровича, определить его роль в признании Раскольникова;
-
Дать ответ на вопрос, почему Раскольников признался в преступлении;
-
Организовать исследовательскую работу в группах;
-
Проследить изменения в отношении героя к совершенному преступлению;
-
Развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;
-
Провести рефлексию, выяснить отношение учащихся к происходящему в сюжете.
Этапы урока:
-
Вступительный этап: 2 минуты;
-
Проверка знания предыдущих частей романа посредством блиц-опроса: 3 минуты;
-
Актуализация темы – почему встречи героя со следователем так важны: 2 минуты;
-
Беседа с классом – анализ трех встреч Раскольникова и Порфирия Петровича: 15 минут;
-
Исследовательская работа в группах: 20 минут;
-
Рефлексия: 3 минуты.
-
Вступительный этап.
Слово учителя: Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, становятся встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.
Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».
Третья встреча – апогей психологической атаки следователя на Раскольникова, после которого герой больше не может выносить тяжесть душевного груза и вынужден признать вину.
-
Проверка знания предыдущих частей романа: блиц-опрос.
-
Каковы причины преступления Раскольникова?
-
Как возникла у него мысль убить Алёну Ивановну?
-
Вспомните детали, подтверждающие, что он тщательно готовил преступление.
-
Какое обстоятельство изменило сценарий преступления?
-
Пожалел ли Раскольников о том, что убил Лизавету? Для чего Достоевский включает этот эпизод в повествование?
-
Чем занимался Раскольников после совершенного? Можно ли сказать, что он испытывал муки совести?
-
Как распорядился герой награбленным? Для чего автор акцентирует на этом наше внимание?
-
Какую роль в истории про Раскольникова играет Разумихин? Зачем нужен этот образ?
-
Основными двойниками Раскольникова называют Лужина и Свидригайлова. В чём сходство этих героев?
-
Что позволяет утверждать, что этот список могут пополнить и Катерина Ивановна, и даже Порфирий Петрович?
-
Актуализация темы – почему встречи героя со следователем так важны?
Слово учителя: Встречи Родиона Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем не зря называются психологическими поединками. Встречи этих героев в романе действительно похожи на интеллектуальные и эмоциональные битвы двух противников — преступника и следователя. Именно эти встречи способствовали изменению ощущений Раскольникова от совершенного им убийства, он прошел путь от чувства абсолютной своей правоты до осознания собственной ничтожности.
-
Беседа с классом – анализ трех встреч Раскольникова и Порфирия Петровича.
Первая встреча.
Вспомним первую встречу героев. Где она проходила? Какие события предшествуют визиту Разумихина и Раскольникова к Порфирию Петровичу?
Как характеризует Порфирия реплика Разумихина: «Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что все уж готово к венцу. Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: все мираж!»
Какое впечатление складывается у Раскольникова о личности следователя?
Что именно наталкивает Порфирия Петровича на подозрение Раскольникова в убийстве?
Зачитайте отрывок из романа, в котором описано состояние героя и его размышления после первого визита к следователю.
Вторая встреча.
Перейдем ко второй встрече героев. Где она проходила? Какое событие ей предшествовало?
Что раздражает Раскольникова в процессе ведения допроса?
Почему Порфирий Петрович не допрашивает Раскольника по форме?
Зачитайте из романа отрывок, в котором Порфирий Петрович раскрывает Родиону Раскольникову свои размышления о психологии преступника.
Какое значение имеет внезапное признание Миколки в убийстве? Как это событие влияет на героев?
Что происходит после второй встречи? Куда направляется Раскольников и почему?
Третья встреча.
Где она происходит? Какие события ей предшествуют?
Какова цель визита Порфирия к Раскольникову?
Какие чувства одолевают героя, когда к нему является следователь?
Порфирий Петрович начинает разговор с привычной усмешки и улыбки. Но потом лицо его «даже как будто грустью подернулось», что изумляет Раскольникова. Как можно объяснить новые ноты в интонациях Порфирия Петровича?
Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»?
Каким образом Порфирий Петрович влияет на психологическое состояние Раскольникова? Найдите примеры в тексте и зачитайте.
Что выдает в Порфирии Петровиче симпатию и сострадание к Родиону Раскольникову? Найдите примеры в тексте и зачитайте.
Что происходит после третьей встречи Раскольникова и Порфирия Петровича? Какова ее ключевая роль в романе?
-
Исследовательская работа в группах.
Класс делится на три группы (можно разделить по рядам). Каждой группе дается исследовательское задание.
Задание для первой группы: описать портрет Порфирия Петровича, объяснить, как раскрывается характер Порфирия в его портрете. Представитель группы выступает, зачитывая результат групповой работы. Вся группа отвечает на вопросы от учителя и класса.
Здание для второй группы: проследить, как менялось отношение Раскольникова к встречам со следователем и к нему самому. Описать его состояние во время и после каждой встречи. Представитель группы выступает, зачитывая результат групповой работы. Вся группа отвечает на вопросы от учителя и класса.
Задание для третьей группы: проследить, как менялись методы ведения допроса Порфирием Петровичем с первой по последнюю встречу. Как это повлияло на Раскольникова? Представитель группы выступает, зачитывая результат групповой работы. Вся группа отвечает на вопросы от учителя и класса.
-
Рефлексия
Учитель задает ученикам вопросы:
-
Какие чувства у вас вызвал персонаж Порфирий Петрович?
-
К кому вы испытывали больше симпатии и сопереживания, когда читали сцены встреч Раскольникова со следователем?
-
Какова, по-вашему, главная мысль автора в этой части романа?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончарова Ольга Сергеевна
→ Публикатор 26.02.2022 0 4986 307 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы