Конспект урока литературы "Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича"; 10 класс


Конспект урока «Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича»

Цели урока:

  • развить и повысить навык понимания литературных произведений через анализ художественных деталей;

  • научить определять место и роль различных персонажей в структуре романа;

  • развить в учениках гуманность и чувство ответственности за совершенные деяния.

Задачи урока:

  1. Провести анализ ранее прочитанных частей произведения;

  2. Рассмотреть персонажа Порфирия Петровича, определить его роль в признании Раскольникова;

  3. Дать ответ на вопрос, почему Раскольников признался в преступлении;

  4. Организовать исследовательскую работу в группах;

  5. Проследить изменения в отношении героя к совершенному преступлению;

  6. Развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;

  7. Провести рефлексию, выяснить отношение учащихся к происходящему в сюжете.

Этапы урока:

  1. Вступительный этап: 2 минуты;

  2. Проверка знания предыдущих частей романа посредством блиц-опроса: 3 минуты;

  3. Актуализация темы – почему встречи героя со следователем так важны: 2 минуты;

  4. Беседа с классом – анализ трех встреч Раскольникова и Порфирия Петровича: 15 минут;

  5. Исследовательская работа в группах: 20 минут;

  6. Рефлексия: 3 минуты.

  1. Вступительный этап.

Слово учителя: Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, становятся встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Первая встреча намечает характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Миколки и посещения мещанина.

Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся».

Третья встреча – апогей психологической атаки следователя на Раскольникова, после которого герой больше не может выносить тяжесть душевного груза и вынужден признать вину.

 

  1. Проверка знания предыдущих частей романа: блиц-опрос.

  1. Каковы причины преступления Раскольникова?

  2. Как возникла у него мысль убить Алёну Ивановну?

  3. Вспомните детали, подтверждающие, что он тщательно готовил преступление.

  4. Какое обстоятельство изменило сценарий преступления?

  5. Пожалел ли Раскольников о том, что убил Лизавету? Для чего Достоевский включает этот эпизод в повествование?

  6. Чем занимался Раскольников после совершенного? Можно ли сказать, что он испытывал муки совести?

  7. Как распорядился герой награбленным? Для чего автор акцентирует на этом наше внимание?

  8. Какую роль в истории про Раскольникова играет Разумихин? Зачем нужен этот образ?

  9. Основными двойниками Раскольникова называют Лужина и Свидригайлова. В чём сходство этих героев?

  10. Что позволяет утверждать, что этот список могут пополнить и Катерина Ивановна, и даже Порфирий Петрович?

 

  1. Актуализация темы – почему встречи героя со следователем так важны?

Слово учителя: Встречи Родиона Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем не зря называются психологическими поединками. Встречи этих героев в романе действительно похожи на интеллектуальные и эмоциональные битвы двух противников — преступника и следователя. Именно эти встречи способствовали изменению ощущений Раскольникова от совершенного им убийства, он прошел путь от чувства абсолютной своей правоты до осознания собственной ничтожности.

  1. Беседа с классом – анализ трех встреч Раскольникова и Порфирия Петровича.

Первая встреча.

Вспомним первую встречу героев. Где она проходила? Какие события предшествуют визиту Разумихина и Раскольникова к Порфирию Петровичу?

Как характеризует Порфирия реплика Разумихина: «Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что все уж готово к венцу. Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: все мираж!»

Какое впечатление складывается у Раскольникова о личности следователя?

Что именно наталкивает Порфирия Петровича на подозрение Раскольникова в убийстве?

Зачитайте отрывок из романа, в котором описано состояние героя и его размышления после первого визита к следователю.

Вторая встреча.

Перейдем ко второй встрече героев. Где она проходила? Какое событие ей предшествовало?

Что раздражает Раскольникова в процессе ведения допроса?

Почему Порфирий Петрович не допрашивает Раскольника по форме?

Зачитайте из романа отрывок, в котором Порфирий Петрович раскрывает Родиону Раскольникову свои размышления о психологии преступника.

Какое значение имеет внезапное признание Миколки в убийстве? Как это событие влияет на героев?

Что происходит после второй встречи? Куда направляется Раскольников и почему?

Третья встреча.

Где она происходит? Какие события ей предшествуют?

Какова цель визита Порфирия к Раскольникову?

Какие чувства одолевают героя, когда к нему является следователь?

Порфирий Петрович начинает разговор с привычной усмешки и улыбки. Но потом лицо его «даже как будто грустью подернулось», что изумляет Раскольникова. Как можно объяснить новые ноты в интонациях Порфирия Петровича?

Как вы понимаете слова Порфирия «… в страдании есть идея»? 

Каким образом Порфирий Петрович влияет на психологическое состояние Раскольникова? Найдите примеры в тексте и зачитайте.

Что выдает в Порфирии Петровиче симпатию и сострадание к Родиону Раскольникову? Найдите примеры в тексте и зачитайте.

Что происходит после третьей встречи Раскольникова и Порфирия Петровича? Какова ее ключевая роль в романе?

 

  1. Исследовательская работа в группах.

Класс делится на три группы (можно разделить по рядам). Каждой группе дается исследовательское задание.

Задание для первой группы: описать портрет Порфирия Петровича, объяснить, как раскрывается характер Порфирия в его портрете. Представитель группы выступает, зачитывая результат групповой работы. Вся группа отвечает на вопросы от учителя и класса.

Здание для второй группы: проследить, как менялось отношение Раскольникова к встречам со следователем и к нему самому. Описать его состояние во время и после каждой встречи. Представитель группы выступает, зачитывая результат групповой работы. Вся группа отвечает на вопросы от учителя и класса.

Задание для третьей группы: проследить, как менялись методы ведения допроса Порфирием Петровичем с первой по последнюю встречу. Как это повлияло на Раскольникова? Представитель группы выступает, зачитывая результат групповой работы. Вся группа отвечает на вопросы от учителя и класса.

 

  1. Рефлексия

Учитель задает ученикам вопросы:

  • Какие чувства у вас вызвал персонаж Порфирий Петрович?

  • К кому вы испытывали больше симпатии и сопереживания, когда читали сцены встреч Раскольникова со следователем?

  • Какова, по-вашему, главная мысль автора в этой части романа?

 

 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончарова Ольга Сергеевна  Публикатор
26.02.2022 0 4986 307

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК