Конспект урока русского языка "Язык и человек. Общение устное и письменное"; 5 класс
«Особенности современной методики преподавания русского языка»
Выполнила: Головня Людмила Валентиновна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Краснооктябрьской СШ., Алексеевского района, Волгоградской области.
Урок русского языка в 5 классе
« Язык и человек. Общение устное и письменное»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок- практикум .
Технология урока: с элементами интегрированных технологий.
Ход урока.
№ |
Этап урока. Основное содержание урока. |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
Этап. Организационнный . Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание? Конечно, удивительно теплый осенний денек. Нет ни малейшего дуновения ветерка. В природе так тихо и спокойно! Так пусть же такое замечательное состояние природы передастся и вам. Будьте сегодня спокойными, самыми внимательными и активными. Согласны? Итак, урок наш начинается. Проверьте: все ли готовы. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа. |
Эмоциональное включение в урок
Мобилизация внимания
Проверка готовности к уроку
|
2 |
Мотивация (создание проблемной ситуации) -Ребята, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Усачева (учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий русский язык») Великий могучий русский Язык показал я французу, А он показал – французский, А я дал месье по пузу.
Мы в бой с ним вступили близкий, Катались, вопили, рычали… Но тут показал нам английский Нахальный один англичанин.
Тогда мы с французом встали И два языка показали.
Он сразу полез с нами в драку, И в боксе он был неслабым: Мы с ним показали поляку, Китайцу и двум арабам.
С трудом нас подняли прохожие… И поняли мы, дураки: Какие у нас похожие Великие языки! |
Слушание и адекватное понимание текста стихотворения |
|
-Ребята, как вы думаете, о чем этот текст? -Какой язык имел в виду поэт? -На каком языке разговаривали все эти народы? Что их объединяет? -А знаете ли вы, сколько языков насчитывается на земном шаре? -Как вы поняли последние строки этого стихотворения? Почему поэт говорит, что языки «великие? -Для чего человеку нужно знание родного языка? (чтобы изучать свою историю, понимать все богатство родной культуры и литературы) -Согласны ли вы с заголовком А Усачева « Великий могучий русский язык»? Можно ли как-то по- другому озаглавить это стихотворение? -Ребята, а вы когда-нибудь размышляли над тем, что такое язык? -Казалось ли вам интересным, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его? Все эти тайны и загадки мы узнаём благодаря языку. В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом» -Какое же это слово? (язык)
|
Анализ языкового материала
Аргументация собственной точки зрения
Построение умозаключений на основе анализа языкового материала
Фронтальная работа
Слушание и адекватное понимание текста высказывания
|
3
4
|
Актуализация знаний Сегодня на уроке речь и пойдет о языке. Запишите в рабочие тетради тему урока «Язык и человек. Общение устное и письменное» -Как вы думаете, в каком значении употреблено слово «язык» в теме нашего урока? Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки. -Вспомните и назовите известные вам пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете их смысл? (Например, Язык наш – враг наш», «Язык до Киева доведет» и т.д.) Обратите внимание, сегодня вы, ребята, распределены на группы. Так легче работать. Как говорится, в старой пословице, ум - хорошо, а два – лучше. Не забывайте и о правила работы в группах. Групповая работа . 1 группа (отгадать загадки о языке) 1)Если б не было его, Не сказал бы ничего (язык) 2)Не на меру, не на вес, А при всяком есть? (речь) 3)Рыжий жеребец в березовом осторожье ржет и хохочет, выскочить не может. (зубы и язык) 4)Всему название дано – И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным - полно, А безымянных нету! И все, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас, - Означено… (словами) 5)В темном подвале лежит мокрый теленок, все время ворочается, а встать не может. (язык) -Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадки 2 группа (соотнести части пословиц о языке) 1.От приветливых слов красно и слушать 2.Слово не воробей: язык не отсохнет 3.Красную речь вылетит – не поймаешь 4.Бойся вышнего не сколотишь и сапога 5.Без русского языка не говори лишнего -Давайте проверим, правильно ли мы соединили части пословиц . 3 группа (работа с высказываниями известных людей о языке) Задание: внимательно прочитайте высказывания В.Г Короленко и М.Горького. …Язык, по самой природе своей, есть орудие общения. (В.Г. Короленко) Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький) Ответьте на вопросы: -Как связаны между собой эти высказывания? Запишите ответ 1 предложением. -Какое отношение они имеют к теме урока? Ребята, вы увидели, что пословицы, поговорки, загадки и известные высказывания говорят о значении языка. Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества. Целеполагание. И сегодня нас ожидают новые открытия. -Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о роли языка в жизни человека, общества, о разных видах общения)
|
Записывают тему урока
Повторение изученного в начальной школе материала называют пословицы и поговорки
работают в группах
отгадывают загадки
Соотносят части пословиц
Сравнивают высказывания известных людей
Формулирование целей урока
|
5. |
Работа по теме урока Существуют три назначения языка в жизни человека. Назначение языка. Задание: прочитайте высказывания. Ответьте письменно на вопрос одним словом или словосочетанием. Первое. Вы встречаетесь с друзьями: -Привет! -Здравствуй! -Как дела? -Как назвать то, что вы делаете? (общение) Второе. На уроке вы слушаете объяснение учителя. -Чему теперь служит услышанное высказывание? (сообщение информации) Третье. Учитель говорит: «Откройте тетради. Запишите задание» -Чему служит высказывание? (побуждение к действию) -Итак, попытайтесь сделать вывод, каковы три главных назначения словесного высказывания? Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. У вас должен получиться примерно такой вывод: (слайд 6) Язык в жизни служит для общения, сообщения информации и побуждения к действию. 2.Обратимся к правилу на (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением. -Для чего же нужно человеку знание языка? -Что значит «уметь общаться»? (уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них; умение начать, поддержать и закончить разговор) Действительно, язык словесный универсален, с его помощью можно даже общаться на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений. Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми. 3.Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова. Перед вами толкование слов язык и речь. Язык, -а,, мн., -и, -ов,м.1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки….3.ед. Речь, способность говорить…4.Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Язык животных. Язык жестов. Речь,- и, мн. речи, -ей, ж. 1.Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи (умение говорить). 2.Разновидность языка. Устная и письменная речь. Разговорная речь. 3.Звучащий язык. Многоязычная речь. 4.Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать. -Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их. -Какое значение у этих слов общее? -Чем же отличается язык от речи? Речь – это язык в действии, это использование языка для передачи информации. 4. Отрывок из книги Н.Носова «Телефон» -Прочитайте отрывок из книги Н.Носова «Телефон». Я взял трубку. -Алло! -Алло! -Слышно? -Слышно! -…Давай разговаривать. -Давай, - говорю. – А о чем разговаривать? -Ну, о чем… О чем-нибудь …Хорошо, что мы купили телефон, правда? -Правда. -Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда? -Правда. -Ну? -Что «ну"? -Чего же ты не разговариваешь? -А ты почему не разговариваешь? -Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь… Ребята, как выдумаете, почему не состоялся разговор? -Сформулируйте выводы, что нужно, чтобы язык стал средством общения? (1.должен быть говорящий и слушающий. 2.человек должен испытывать потребность в общении. 3.говорящий и слушающий должны владеть одним и тем же языком) -Какое условие речевого общения отсутствовало? -Найдите ответ на этот вопрос в тексте. 5. Обратимся к правилам (работа с учебником) и сравним его с нашим умозаключением. -Рассмотрите рисунки и прочитайте слова, распределенные в два столбика. -О каком общении говорится в левой колонке, о каком – в правой? -Расскажите, чем отличается устное общение от письменного? -Сравните, правильно ли были сделаны наши умозаключения. -Рассмотрите схему на с.6. -Почему слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены двойными стрелками? (предполагают общение между людьми) Действительно, если есть говорящий, есть и слушающий, если есть пишущий, есть и читающий.
|
Работают в рабочих листах Индивидуальная работа
Работа с высказываниями (письменная)
Формулирование вывода
Сопоставление вывода
Работа с учебной информацией
Работа со словарной статьей
Сопоставительный анализ с точки зрения языкового материала
Выразительное чтение текста
Аргументация собственной точки зрения Формулирование вывода
Работа с учебной информацией
Работа с рисунками
Работа со схемой
|
6. |
Первичное закрепление материала 1.Выполнение упражнения 1. -Прочитайте текст Л.Успенского, попытайтесь правильно понять смысл. Так как мы работаем с текстом, не забудьте отмечать на полях графические обозначения: «!» - Я это знал; «+» - Новое для меня; «_» - Вызывает сомнение; «?» - вопрос -Как можно озаглавить текст? -Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? -Найдите предложения, которые прямо отвечают на этот вопрос. ( С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком…Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.) -Правильно спишите эти предложения. Карандашом подчеркните трудные случаи написания. -Какая информация показалась знакомой? -Вызвало ли что-то сомнение? -Возникли ли какие-либо дополнительные вопросы? |
Чтение и адекватное понимание текста
Языковой анализ текста
|
7 |
Физкультминутка Ребята, представьте, что у вас в ладошках находится мячик: большой, или средний, или маленький. А теперь попытайтесь перекатить воображаемый мячик в руках. Для этого делаем движения, напоминающие полет мячика в разные стороны: вправо, влево, вперед. Молодцы, хорошо справились. |
Снятие общего утомления (физическая и эмоциональная разгрузка) |
8. |
Словарная работа Вы видите слова Общение, общаться, общительный -Докажите, что перед вами родственные слова. -Выделите в них одинаковый корень. -Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня: Без языка люди не могли бы …. друг с другом. -О какой функции языка шла речь в предложении?
|
работа со словарными словами |
9 |
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой Запишите пословицы: Вариант 1 – об устной речи и слушании Вариант 2 – о письменной речи и чтении Дополнительные задание: 1.Приведите свой пример пословицы на данную тему. 2.Выберите понравившуюся пословицу и объясните (письменно), какие особенности языка подчеркиваются в ней. 3.Зачитайте получившее мини-сочинение. Критерии оценивания: 1б. –Соблюден необходимый объем письменной работы (3-5 предложения). 2б. – Правильность изложения материала. 1б. – Логика изложения материала, четкость. 1б. – Культура изложения материала «5» - 5 балла; «4» - 4 балла; «3» - 3 балла; «2» - 2-1 балл
|
Индивидуальная работа с текстом
Написание мини-сочинения
Обсуждение работ товарищей
|
10 |
Дополнительная работа по закреплению изученного материала. Удивительно, но факт, что каждый человек учится понимать и произносить слова намного раньше, чем начинает ходить. Как тут не вспомнить себя. Правда? Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Ведь, если подумать, нашу Землю населяют разные живые существа. Но человек отличается от них. -Как вы думаете, чем? (даром слова) Ученым известны свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. Их называют «маугли». -Кто- нибудь смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нем книгу? -Кем он был? А теперь познакомимся с текстом . Прочитайте текст. Не забывайте о пометах к тексту. Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года. - О чем текст? Озаглавьте его. -Найдите предложение, которое передает главную мысль. -Почему такие дети не умели разговаривать, когда попадали в человеческое общество? -_Как этот текст отражает тему нашего урока? Докажите свою точку зрения.
|
Установление причинно-следственных связей
Смысловое чтение
Анализ текста
Аргументация собственной точки зрения |
11 |
Рефлексия (подведение итогов урока) -Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? -Что нового вы сегодня узнали? (Ответ начните со слов: На уроке я узнал…) -Чему научились? -Кто испытывал трудности на уроке? (см. количество ??? на полях) -С чем они были связаны? -Над чем еще нужно поработать? -Оцените свой уровень (см. памятку). Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета: 1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий (красная карточка) 2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий (зеленая карточка) 3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднению при выполнении практических заданий (желтая карточка) Оценивание -Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке, кого вы можете оценить? (учитель выставляет оценки этим учащимся )
|
Анализ собственной ученической деятельности и самооценка |
12 |
Задание на дом 1.Параграфы 1,2 (с.4-7) 2.Базовый уровень: упр.7 3.Дополнительно (повышенный уровень): упр.3. Ответить на проблемный вопрос: «Что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт?»
|
Фиксируют домашнее задание |
Анализ урока.
Урок русского языка проводился в 5 классе.
Учащиеся этого класса имеют: способности по предмету – ниже среднего; память – кратковременную; умения работать в парах, слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, а также умения самооценивать и взаимооценивать друг друга сформированы недостаточно. Атмосфера в классе в целом доброжелательная; дети настроены на продуктивную работу.
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС; с учетом реальных индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
На этапе Мотивации я способствовала выработке у учащихся на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; использовала прием «Создания положительного психологического настроя для входа в урок»
В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
Открытие новых знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа учащихся, групповая работа, исследовательская работа с текстом. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала.
Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные, наглядные, практические, методы, метод наблюдения над языком, проблемный метод. Разнообразие методов позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
На данном уроке использовались следующие технологии:
- технология формирования критического мышления:
Первая стадия – вызов. На этой стадии я попыталась вовлечь детей в активную работу (незнакомый текст, проблемный вопрос). Второй этап – осмысление. Обучающимся были представлены: презентация, материалы для наблюдения за языком. На этапе – рефлексия нужно было дополнить предложения: Сегодня я узнал…Я выполнял задания и запомнил… Я научился…У меня получилось… Теперь я могу…
- учебно-исследовательская технология (работа по исследованию текста);
- здоровьесберегающие технологии - чёткая дозировка учебной нагрузок, смена видов деятельности, физкультминутка;
- технология коллективного сотрудничества – работа в группе;
- технология личностно-ориентированного образования – возможность каждому учащемуся реализовать себя на уроке, показать свои способности;
- ИКТ, используемые на уроке, способствовали лучшему восприятию материала и заданий; активизировали и сохраняли внимание учащихся, развивали познавательный интерес, способствовали быстрому включению их в работу
Для развития мотивации учащихся формировались навыки самооценки и на промежуточных этапах, и в конце урока.
Для развития коммуникативных навыков учащихся использовались приемы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы учащиеся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала учащихся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его.
На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся. Поскольку учащиеся класса обладают разными знаниями, умениями и навыками, то работа была рассчитана на три варианта (простой, средний, сложный уровень). Было задано дифференцированное домашнее задание: параграф в учебнике, упражнение или творческое задание (на выбор).
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в тетрадях и на специально разработанных карточках, которые были составлены для отработки нового материала.
В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке, а также работу одноклассника в тетради.
Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, поддерживающая стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведен методически верно, соответствует современным требованиям.
Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Головня Людмила Валентиновна
→ Публикатор 05.04.2022 0 2325 37 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы