Конспект урока русского языка "Буквы з и с на конце приставок"; 5 класс


 

Тема урока: Буквы з и с на конце приставок

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

  • формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

  • повторить морфемный разбор слов;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

 

 

Планируемые результаты:

Личностные: 1) уважительное отношение к родному языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

 

Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

участия в обсуждении;

 

Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) умение воспроизводить прочитанный текст;

4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

5) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

6) проведение морфемного анализа слов.

 

Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика

 

 

Ресурсы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021.

 

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;


 

 

п/п

 

Этапы урока

 

Формируемые УУД

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный этап.

Коммуникативные

Регулятивные

 

Включение в работу

 

2.

Мотивация к учебной деятельности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись даты в тетрадях

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «приставок»

УУД: Регулятивные

Коммуникативные

 

1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием).

2. Самостоятельная работа с новым материалом.

Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки.

О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать.

Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись:

отдать рассмотреть создавать разжигать

заправить бесконечно

вошёл взбираться сделать испугаться

поддержать безвкусный

Фронтальная беседа по вопросам:

- Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть?

- На какие группы разделили слова?

- Что объединяет приставки слов первого столбика?

- Что объединяет приставки слов второго столбика?

- Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?

 

 

 

 

 

 

К доске выходит 1человек:

- задача – распределить слова по группам

- задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка работы.

4.

 

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

 

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

коммуникативные

 

- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

- Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?

- Надо постараться разрешить возникшую проблему?

- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.

- Сформулируйте тему урока. Какие цели можем поставить перед собой на уроке?

(1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)

 

-Давайте проверим, правы ли вы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют тему и цели урока

После ответа детей открывается доска с названием темы урока

(научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

Запись темы урока в тетради

5.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

 

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

УУД: личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

 

- Итак, что же нам предстоит выяснить?

 

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

Необходимо вспомнить правила работы в группах.

Для работы предлагается инструкция и текст. (См. Приложение 1).

- Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить?

Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря.

В результате выполнения работы должна получиться следующая запись:

разносится беспрерывно

низвергающейся рассыпается

вздрагивает бесчисленные

безмолвном растворяются

чрезмерно

производит

безоблачные

- В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-.

Работа в группах

Учащиеся перечисляют правила работы в группе:

- Получив задание, разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.

- Определите, что вам понадобится в работе.

- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

- Согласовывай свою работу с другими.

- Вместе работали - вместе обсуждаем.

Определение лексическо-

го значения слов

Выполнение заданий в тетрадях

Выделяют приставки.

Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:

звон. согл.

з

гласный

с глух. согл.

6.

Первичное закрепление во внешней речи

 

ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила .

Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок.

 

 

 

 

 

Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.

7.

Промежуточная рефлексия

 

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

 

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

 

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

 

 

 

 

 

Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.

Самооценка

8.

Физминутка

 

 

 

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: личностные,

Регулятивные, коммуникативные

 

Выполнение тестового задания

  1. бе ..мерно

  2. и ..пользовать

  3. во..поминание

  4. ра ..жигать

  5. ни ..падающие

  6. бе ..ценный

  7. бе .. шумный

  8. в ..бираться

  9. ра..топить

  10. бе..численные

 

Записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

10.

Включение в систему знаний и повторение.

 

ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные, коммуникативные,

регулятивные

 

Объяснительный диктант:

Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.

 

Выполнение упр. 475.

 

Пишут диктант и объясняют условия выбора орфограмм.

Работают над своей устной речью.

Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»

 

Комментированное письмо

11.

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

- Какую цель мы поставили в начале урока?

Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

 

Оценка работы класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

12.

 

Объяснение домашнего задания.

 

 

Параграф 81, упр.482 или придумать грамматическую сказку о правописании приставок, оканчивающихся на – з, - с.

Записывают задания в дневники


 


 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Инструкция

  1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

  2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:

а) слова с приставками, оканчивающимися на З,

б) слова с приставками, оканчивающимися на С.

3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.

4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.

5. Графически обозначьте орфограмму.

6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.

 

 

Водопад.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.

Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

Источники:

1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

2. Е. А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: Из-во «Экзамен», 2006

3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

4. Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Буквы з и с на конце приставок"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кухарева Виктория Алексеевна  v1ka17
22.04.2022 0 974 104

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК