Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
-
формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
-
повторить морфемный разбор слов;
-
развить умение формулировать определение понятий;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические и умения.
-
Развивающие:
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения групповой и парной работы.
-
Воспитательные:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к родному языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) умение воспроизводить прочитанный текст;
4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
5) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
6) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021.
Оборудование:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
№ п/п
|
Этапы урока
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающегося
|
1.
|
Организационный этап.
|
Коммуникативные
Регулятивные
|
|
Включение в работу
|
2.
|
Мотивация к учебной деятельности.
|
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
|
Приветственное слово учителя
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
|
Приветствие учащихся.
Запись даты в тетрадях
|
3.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «приставок»
УУД: Регулятивные
Коммуникативные
|
1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием).
2. Самостоятельная работа с новым материалом.
Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки.
О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать.
Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись:
отдать рассмотреть создавать разжигать
заправить бесконечно
вошёл взбираться сделать испугаться
поддержать безвкусный
Фронтальная беседа по вопросам:
- Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть?
- На какие группы разделили слова?
- Что объединяет приставки слов первого столбика?
- Что объединяет приставки слов второго столбика?
- Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили?
|
К доске выходит 1человек:
- задача – распределить слова по группам
- задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь
Проверка работы.
|
4.
|
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
|
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
УУД: познавательные
коммуникативные
|
- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?
- Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?
- Надо постараться разрешить возникшую проблему?
- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры.
- Сформулируйте тему урока. Какие цели можем поставить перед собой на уроке?
(1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.
2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.)
-Давайте проверим, правы ли вы
|
Дети формулируют тему и цели урока
После ответа детей открывается доска с названием темы урока
(научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)
Запись темы урока в тетради
|
5.
|
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
|
ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность
УУД: личностные,
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
|
- Итак, что же нам предстоит выяснить?
Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.
Необходимо вспомнить правила работы в группах.
Для работы предлагается инструкция и текст. (См. Приложение 1).
- Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить?
Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря.
В результате выполнения работы должна получиться следующая запись:
разносится беспрерывно
низвергающейся рассыпается
вздрагивает бесчисленные
безмолвном растворяются
чрезмерно
производит
безоблачные
|
- В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-.
Работа в группах
Учащиеся перечисляют правила работы в группе:
- Получив задание, разберись в нем.
- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.
- Определите, что вам понадобится в работе.
- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.
- Согласовывай свою работу с другими.
- Вместе работали - вместе обсуждаем.
Определение лексическо-
го значения слов
Выполнение заданий в тетрадях
Выделяют приставки.
Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:
звон. согл.
з
гласный
с глух. согл.
|
6.
|
Первичное закрепление во внешней речи
|
ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания
УУД: регулятивные, познавательные
|
- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила .
Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок.
|
Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.
|
7.
|
Промежуточная рефлексия
|
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
|
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.
- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?
- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?
|
Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания.
Самооценка
|
8.
|
Физминутка
|
|
|
|
9.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.
|
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: личностные,
Регулятивные, коммуникативные
|
Выполнение тестового задания
-
бе ..мерно
-
и ..пользовать
-
во..поминание
-
ра ..жигать
-
ни ..падающие
-
бе ..ценный
-
бе .. шумный
-
в ..бираться
-
ра..топить
-
бе..численные
|
Записи в тетрадях
Самооценка
Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
|
10.
|
Включение в систему знаний и повторение.
|
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания
УУД: познавательные, коммуникативные,
регулятивные
|
Объяснительный диктант:
Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.
Выполнение упр. 475.
|
Пишут диктант и объясняют условия выбора орфограмм.
Работают над своей устной речью.
Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок»
Комментированное письмо
|
11.
|
Рефлексия.
|
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
|
- Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?
|
Оценка работы класса
Самооценка
|
12.
|
Объяснение домашнего задания.
|
|
Параграф 81, упр.482 или придумать грамматическую сказку о правописании приставок, оканчивающихся на – з, - с.
|
Записывают задания в дневники
|
Приложение 1
Инструкция
-
Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
-
Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
5. Графически обозначьте орфограмму.
6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
Водопад.
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
Источники:
1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
2. Е. А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: Из-во «Экзамен», 2006
3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
4. Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012