Творческая лаборатория по отрывку из произведения В. Шефнера "Лачуга должника"


Творческая лаборатория по отрывку из произведения В. Шефнера «Лачуга должника»

Вера Михайловна. Добрый день, дорогие ребята! Мы приглашаем вас совершить вместе с нами удивительное путешествие в страну, название которой - «Смысловое чтение».

Во время путешествия, ребята, мы должны будем показать педагогам, как учимся осмысленно читать текст, с пониманием, стремимся открывать для себя его поучительный смысл, какие помощники поддерживают нас на этом пути. Очень хочется вспомнить слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное звено». Пусть эти слова станут для нас путеводителем.

Гостеприимно встречает нас писатель Вадим Шефнер и герои одного из замечательных его рассказов. Но для начала давайте вспомним:

- С каким рассказом мы с вами работали на предыдущем уроке? («Трудно быть человеком»)

- Кто автор этого произведения? (Василий Александрович Сухомлинский)

- Какое задание вы получили на дом? (Написать эссе по теме: «Трудно быть человеком»)

Ваши творческие работы были разными и достаточно глубокими. С одной из них мы сегодня познакомимся. Это эссе Бутыриной Маши, которое она вам прочитает.

Чтение работы

В своей работе Маша пишет: «… самое ценное в Человеке – это…»

Ребята, перечислите, пожалуйста, эти качества. (Доброта, отзывчивость, благодарность).

Можно продолжить список.

Почему Василий Александрович Сухомлинский утверждает, что человеком быть трудно? (Быть человеком трудно, потому что надо постоянно работать над собой)

Такую работу над собой можно представить в виде лестницы, поднимаясь по которой, мы становимся лучше. Это очень трудный путь, и, чтобы не свернуть с него, нам нужен проводник. Наставником, проводником может стать учитель, родители и даже книга, которую надо уметь прочитать и понять. Помощников в таком смысловом чтении много. Будут они поддерживать нас и во время чтения рассказа Вадима Шефнера. Но прежде чем мы их позовем, вспомним значение одного из очень важных слов рассказа. Я предлагаю посмотреть видеоролик и назвать этим словом удивительное явление природы.

 

Демонстрация видеоролика

Текст, предварительно разделенный на смысловые части, мы будем читать с остановками, во время которых нас ожидают вопросы. Это знакомый вам помощник. Читаем первую часть.

Чтение первой части текста

На слайде: Настала весна. В одно утро я проснулся от шума, доносившегося с реки. Это начался ледоход. Я наскоро поел, спустился под горку и стал смотреть на плывущие льдины.

Вдруг со стороны усадьбы послышался сердитый кошачий визг и собачий лай.

СТОП – 1!

На этом месте позвольте прервать чтение.

Вместе попробуем ответить на вопросы:

- Как вы думаете, что чувствовал герой рассказа, наблюдая ледоход? (Интерес, любопытство, восхищение природным явлением, единение с природой)

- Предвещало ли что-нибудь опасность, как вы считаете? Чувствовал ли опасность герой? (Выслушиваются ответы)

Чтобы узнать, что произошло дальше, прочитаем следующую часть текста. Внимание на экран!

На слайде: Я обернулся и увидел, что пес Абракадбр бежит к реке с куском мяса в зубах, а за ним гонятся собаки и кошки. Я понял, что дело плохо, если против Абракадабра объединились и собаки, и кошки.

Но я ничего не успел предпринять для примирения. Абракадабр в ужасе прыгнул на плывущую льдину.

СТОП – 2!

 

И снова остановка.

Встречает нас следующая группа вопросов:

- Что нарушило состояние героя? (Выслушиваются ответы)

- Почему кошки и собаки преследовали Абракадабра? (Выслушиваются ответы)

- Что понял герой, увидев погоню? Подтвердите свои предположения словами из текста (Выслушиваются ответы)

- Что, по-вашему, произойдет дальше? (Выслушиваются ответы)

Снова обратимся к тексту, чтобы проверить свою смысловую догадку.

Чтение третьей части рассказа

Слайд: Я понял, что он погибнет, если я по-товарищески не приду ему на помощь. Я поспешил к нему, прыгая с льдины на льдину. В одном месте я прыгнул недостаточно и выкупался в ледяной воде, но сумел вскарабкаться на следующую льдину и вскоре очутился рядом с Абракадабром, который все еще держал в зубах кусок мяса. Кругом были одни льдины, и нас уносило неизвестно куда. Нас с Абракадабром сняли с льдины только вечером, когда мы проплывали мимо большого села.

СТОП – 3!

- Ваша догадка оказалась верной? (Выслушиваются ответы)

- Почему хозяин бросился спасать Абракадабра? Подтвердите текстом (Выслушиваются ответы)

- Думал ли герой об опасности? (Выслушиваются ответы)

- Как вы понимаете слово «по-товарищески»? (Выслушиваются ответы)

- Каким, на ваш взгляд, будет финал у этой истории? (Выслушиваются ответы)

Продолжаем читать.

Слайд: Когда недели через две я очнулся, сиделка мне рассказала, что, пока я лежал без сознания, пес все время находился возле меня.

Я проболел всю весну, лето и всю зиму и чудом остался в живых. Если бы я был боленодной какой-либо болезнью, то помер бы, я думаю, наверняка. Но у меня их было целых три: менингит, радикулит и плеврит. И пока эти болезни спорили между собой, какая из них отправит меня на тот свет, я взял и незаметно выздоровел.

СТОП – 4!

Нас ожидает новая остановка.

- Расскажите, чем обернулись события для главного героя (Выслушиваются ответы)

- Как повел себя Абракадабр? Что рассказала сиделка об этом? Приведите слова из текста (Выслушиваются ответы)

- Как вы думаете, почему Абракадабр не бросил хозяина? (Пес тоже отнесся к хозяину по-товарищески; друзей не бросают в беде)

Чтение мы завершили, но завершать работу с рассказом не хочется. Как вы думаете, коллеги, почему? (Выслушиваются ответы)

Верно. Мы еще не ответили на главный вопрос: «В чем для вас заключается поучительный смысл рассказа? Чему он нас учит?» Пожалуйста, ребята (Выслушиваются ответы) Верно, друзья! Автор со своими героями учит нас сочувствию, дружбе, состраданию, милосердию; учит откликаться на нужду другого, вовремя прийти на помощь, открывает нам истинные ценности.

Чтобы завершить работу с рассказом, давайте попробуем его озаглавить. Внимание на экран.

- Прочитайте про себя выражения, помещенные на слайде.

- Как они называются? (пословицы)

- Как вы думаете, какие из этих пословиц можно вынести в заголовок рассказа?

- Как вы считаете, почему для названия рассказа я предложила вам использовать именно пословицы? ( Потому что это мудрые выражения, они всегда о самом важном в жизни человека)

- Верно. В этих пословицах заключен поучительный смысл рассказа Вадима Шефнера. В самом деле:

- Друзья познаются в беде;

- Сам погибай, а товарища выручай.

Вот я вам и предлагаю, ребята, дома написать эссе, названием которого будет одна из пословиц.

Вера Михайловна. Наше увлекательное путешествие в страну Смыслового чтения завершилось. Давайте поблагодарим друг друга. И до скорых встреч (хлопаем в ладоши).


Полный текст материала Творческая лаборатория по отрывку из произведения В. Шефнера "Лачуга должника" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Липало Вера Михайловна  Публикатор
25.07.2022 0 502 64

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК