Конспект урока русского языка "Служебные части речи"; 5 класс
На уроке использованы игровые технологии, дифференцированное обучение, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применена презентация из 12 слайдов, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты использованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают эмоциональное настроение, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение, помогает развитию логического мышления. Карточки с распределительным заданием помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что служебные части речи имеют большое значение в русском языке.
Цели урока:
Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
Доказать значимость служебных частей речи.
Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
Организовать работу в деятельном режиме.
Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Этапы урока:
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Постановка проблемы.
Работа над темой.
Закрепление темы.
Решение проблемы.
Заключение.
Выводы.
Оценка урока и его полезности учениками.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке.
-Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (2 слайд)
Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи» (3 слайд)
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
Найдите в стихотворении самостоятельные и служебные части речи. (5 слайд)
Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (6-7 слайды).
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут. (8 слайд).
Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?
Найдите в тексте служебные части речи.
Какова их роль в предложении?(8 слайд)
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог) (9 слайд)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз) (10 слайд)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы) (11 слайд)
Используя полученные знания о предлогах, отредактируйте предложения. (12 слайд)
Выполните синтаксический разбор предложения: Если не приложить руки к земле, она не станет золотой. Найдите служебные части речи в нём. Какова их роль? (13слайд)
Все ли служебные части речи связали себя синтаксическими обязанностями? Какие пожелали остаться свободными? (14слайд)
– Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы, относящиеся к служебным частям речи:
Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
Служебные части речи имеют общие морфологические признаки.
Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
Служебные части речи не бывают членами предложения.
Служебные части речи имеют лексическое значение.
Служебные части речи имеют только дополнительное значение, грамматическое.
К любой части речи можно задать вопрос.
Служебные части речи живут сами по себе.
Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
К служебным частям речи задать вопрос невозможно. (15 слайд)
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи.
– Составим схему: «Служебные части речи» (16 слайд).
– Посмотрите на карту Королевства Морфологии. (17 слайд)
– Какие в ней страны самые маленькие?
Маленькие-то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!
– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног. (18слайд)
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
– Восстановите текст, используя слова для справок.
– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
Составим схему «служебные части речи» (чертят схему)
не имеют лексического значения
не изменяются
не употребляются без самостоятельных частей речи
не бывают членами предложения (18 слайд)
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. (19 слайд)
Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача) (20 слайд)
Начало слова– противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор) (21 слайд)
Попробуем полученные знания внедрить в практику
1 группа выполнит тест за компьютерами.
Тест
В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
Как правильно написать:
А) по вас;
Б) по вам;
В) по вами.
В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.
2 группа по опорным союзам: И, НО, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ТОЖЕ; предлогам: ДЛЯ, БЕЗ, ОТ, ПРИ; частицам: ДА КАК, НУ ВОТ, ЛИ, ДАЖЕ составляет рассказ. (22слайд)
(оценка письменной работы) (23 слайд)
3 группа работает с раздаточным материалом:
А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы Самостоятельные части речи Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Проверка и оценка выполнения заданий
Заключительная часть
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )
Домашняя работа: составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Урок на тему:
учительницы русского языка и литературы МОУ Бурдинская СОШ»
Левашовой Е.П.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левашова Елена Петровна
→ Публикатор 12.10.2022 0 1226 86 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы