Конспект урока русского языка "Знаки препинания в осложнённом простом предложении"; 11 класс
Класс:11
Тема: Знаки препинания в осложнённом простом предложении. Сложные предложения, знаки препинания в сложном предложении.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока:
-
Обучающие:
-отработка навыка постановки знаков препинания в простом осложненном и сложном предложении;
- закрепление навыков выполнения заданий по пунктуации ЭГЭ;
- отработка навыков самоконтроля, самопроверки, взаимопроверки
2. Развивающие:
- закрепление знаний о постановке знаков препинания в простом осложненном и сложном предложении и умений их применять;
-развитие пунктуационной зоркости и логического мышления обучающихся
3. Воспитательные:
-воспитание положительной мотивации при подготовке к ЕГЭ;
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку;
- повышение речевой культуры обучающихся.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут
- систематизировать знания по теме «Знаки препинания в осложнённом простом предложении, в сложном предложении»;
- закрепить умение различать синтаксические единицы («однородные члены», «вводные слова и предложения», «обособленные члены предложения», «сложные предложения»)
- совершенствовать навык постановки знаков препинания.
2. Метапредметные: Познавательные: Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы
Регулятивные: Умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные: Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Материал для словарно-семантической работы: предусмотрительный, героизм, достоинство, достояние.
Ресурсы:
учебник — «Русский язык. 10-11 класс» авт. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.—М., 1988
Мультимедийная презентация, раздаточный материал.
1.Оргмломент
Мотивация
Закончите фразу (на слайде)
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,…( для него ни один ветер не будет попутным) ( римский философ Сенека)
А вы знаете, куда держите путь?
2.Целеполагание: Внимание на цитату: графически объяснить пунктуацию. СХЕМА
(Постановка темы и целей урока)
3. Актуализация и систематизация опорных знаний, полученных ранее
Приём «Кластер»: Пунктуация в…..
1.ПП—с одн.чл, с вставн.констр., обр, обособл.чл
2. СП- ССП, СПП, БСП, СП с р.в.св.
4.Практическая деятельность учащихся
1.Результаты предыдущей самостоятельной работы:
задания по пунктуации: (анализ предыдущей самостоятельной работы)
2. Осуществление коррекции- работа над ошибкой (карточки по тесту по подготовке к ЕГЭ)
- Почему ответ на задание № 16 (Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений) – неправильный?
-Прорешайте задание №21 (Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений)
Вы выбрали ответ (45). Обьясните свой выбор.
Были ли другие правильные варианты? ( 28/ 36)
2. Задание: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточка: Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А)Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий(5) солнечный день.
Б) Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
В) С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты
СЛАЙД 2. ЭТАЛОН А: 13 Б: 14 В: 1234
ДОП.вопрос: 1. Какое выразит.-изобразительное средство использовано в предложении В? (метафора)
2. В словах образованные, заваленную правописание НН объясняется одним правилом или разными?
3. Есть ли в предложениях слова с чередующимися гласными? ( заросли, поднимать)
6. Работа в группах. Задание: прочитать притчу А.Коневского, вставить пропущенные слова. Сформулировать ответы на вопросы. (учащиеся свободно общаются в группе)
Притча о знаках препинания
1. Человек потерял ……., стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. 2. За несложными фразами пришли несложные мысли.
3. Потом он потерял знак ……….. и начал говорить тихо с одной интонацией.4.Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
5.Затем он потерял знак ………и перестал задавать вопросы. 6.Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
7.Ещё через пару лет он потерял ….., поэтому перестал объяснять людям свои поступки.
8. К концу жизни у него остались только кавычки. 9.Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания! (А. Каневский.)
(1. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. 2. За несложными фразами пришли несложные мысли. 3. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо с одной интонацией.4.Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 5.Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. 6.Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. 7.Ещё через пару лет он потерял двоеточие, поэтому перестал объяснять людям свои поступки.8. К концу жизни у него остались только кавычки. 9.Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А. Каневский.))
7. Комплексная работа с текстом притчи:
─ Почему человек разучился мыслить и дошел до точки? (Знаки препинания помогают нам понять смысл написанного, сказанного. Помните всегда о важности правильной постановки знаков препинания.)
- Задание №21 ЕГЭ. Укажите № предложения ,в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации
Ответ: 1,6 ИЛИ 4.9 ИЛИ 6.7.
- Как объясните тире в пр №9 ?
- Прием : ДА /НЕТ (подтвердите свой ответ примерами из текста)
1. В этом тексте автор употребил фразеологизм.
2.Автор использовал приём нисходящей градации.
3. Тип текста –рассуждение.
4. 2ое предл. связано с 1ым предл. с помощью однокоренных слов.
8. Задание: Расставить знаки препинания. Взаимоконтроль в ходе выполнения задания.
А) Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.
Б) Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
Обобщение:
- Что общего в постановке знаков препинания в этих предложениях?
- Докажите, что выделили вводные слова (разные способы проверки)
9 . Контроль знаний СЛАЙД 3
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Постройте схемы предложений (вариант I-предложение А, вариант II-предложение Б)
А) Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
Б) Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) то на душе у него становилось (4) легко и просторно.
Самоконтроль (по слайду): ОТВЕТ: А: 13 Б : 13
10. Рефлексия учебной деятельности— Вспомните, какую цель занятия мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели?
- Назовите основные понятия урока, над которыми вы работали
- С чем связаны ваши затруднения?
11. Итог урока; ориентация на изучение следующей темы
12. Д.З. Дифференцированное задание по подготовке к ЕГЭ ( на карточке)-по выбору уч-ся+ Теория в учебнике(СВОД пунк.правил).
А. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика – после звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (2)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(3)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо – Женечка поспешила за ним.(4)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (5)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках, которую звали Лаптем. ( 6)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.– (7)Она тебя ждёт, – говорил больной.– (8)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты. (9)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.
(По Ю.Яковлеву)
Б. Укажите цифры, на месте которых должны стоять знаки препинания. Начертите схему предложения № 3.
1. Конечно (1) не к царскому двору (2) тут дело сразу не заладилось (3) а к большому общему двору российской столицы (4) включавшему людей разных сословий (5) разного чина и звания (6) но объединенных тем (7) что все они были читателями и почитателями Пушкина. (Ю. Нагибин)
2. Солнце еще не вставало (1) но уже заиграл холодок (2) седая роса покрыла травы (3) и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне (4) откуда (5) как одинокий глаз (6) смотрела крупная (7) последняя звезда. (И.С. Тургенев) 3. Звон удалялся (1) и (2) по мере того (3) как его переливы доносились все тише (4) в сердце Макара вступало тупое отчаяние. (В.Г. Короленко)
В. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях а насекомые совсем исчезают. (2)Иные из них погибают оставляя яички другие забираются глубоко в землю, как например муравьи. (3)Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной когда земля оттает. (4) Ласточки грачи дрозды жаворонки соловьи покидают нас ещё с осени. (5)Дикие гуси утки лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. (6)Они очень хорошо чувствуют что чем южнее, тем теплее и ищут таких стран где не бывает зимы. (7)Галки вороны сороки тетерева рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. (8)Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах но и те зимой прыгают не так весело как летом.
Приложение: карточки для дом. работы
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саргужина Сания Тургиновна
→ Публикатор 01.11.2022 0 1507 86 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы