Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"; 7 класс
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
(7 класс, урок изучения нового материала)
Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Задачи урока:
обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, слушать, развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, создание благоприятной атмосферы общения (внешняя и внутренняя психологическая готовность).
Проверка домашнего задания. (Устный опрос)
- Какую часть речи мы сейчас изучаем?
- Что такое наречие?
- Что вы знаете о наречиях?
- Какие бывают разряды наречий по значению?
- Как образуются степени наречий?
- Когда наречия пишутся слитно? Раздельно? Через дефис? Приведите примеры.
- Когда на конце наречий пишется о,а?
Мотивационно-целевой этап
Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и отступите две строчки для темы. Её мы выясним чуть позже.
2 Словарный диктант с объяснением орфограмм. (Один ученик работает у доски)
Жить по-новому, запомнить крепко-накрепко, поворот (с)лев... (на)прав..., уехать (на)долг..., вытереть (до)сух..., (из)редк... переписываться, перерабатывать (за)нов..., начать (с)нов...,знать мало-мальски, надеть шиворот-навыворот, идти еле-еле.
II Cоздание проблемной ситуации.
А сейчас разделите свою страничку тетради на 4 столбика.
Глагол |
Краткое прилагательное |
Имя существительное ж.р. м.р. |
Имя существительное мн.числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Я вам диктую слова, а вам необходимо распределить их по колонкам.
(1 ученик работает у доски)
Видишь , горяч , дичь , задач , сторож , хорош, спрячьте , вещь, танцуеш(?), упряж(?),смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), нож
Учащиеся объясняют правильное написание слов.
Ребята, какой вывод мы можем сделать опираясь на наши знания? Когда и в каких частях речи пишется ь после шипяших?
Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:
У существительных 3-го склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
В глаголах 2-го лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределённой форме: прилечь, узнаешь, назначь.
Мягкий знак не пишется:
У существительных 2-го склонения: малыш, плащ, плач.
У существительных 1-го и 2-го склонения во множественном числе в родительном падеже: туч, плеч, рощ.
В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
-Молодцы! Посмотрите внимательно, какие слова не записали в табличку? Почему?
- Совершенно верно, мы не записали в таблицу наречия. Мы не знаем правила правописания наречий. Это и будет темой нашего урока, запишите ее, пожалуйста, в тетрадь. Давайте определим цели нашего урока.
Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)
Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)
III.Объяснение нового материала
Посмотрите на доске записаны слова. К какой части речи они относятся? Что мы можем сказать о их написании?
Настежь, сплошь, прочь, навзничь
Отлично. Добавим еще одно правило в копилку наших знаний. Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:
В наречиях после шипящих на конце пишется ь навзничь, наотмашь, прочь. Но есть исключения из правил, эти наречия нужно запомнить. исключения: уж замуж невтерпёж
Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова выясняем значения непонятных слов:
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Молодцы ребята, закрепим наши знания.
IV. Закрепление знаний.
(Распределительный диктант): распределить словосочетания в 2 колонки (Ь пишется, Ь не пишется).
2 ученика – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка).
Удалиться проч.., ударить наотмаш.., выйти замуж.., отворить настеж.., пуститься вскач.., ждать невтерпёж.., зарасти сплош.., уж.. небо осенью дышало, упасть навзнич..
Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Третий лишний».
На доске написаны
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее. А. Вскачь, настежь, уж; Б. Полночь, товарищ, молодежь; В. Отрежь, смажь, помощь;
Г. Рожь, блестишь, молчишь;Д. Из-за туч, камыш, малыш; Е. Могуч, горяч, мочь; Ж. Видишь, прочь, сплошь; З. Дочь, ночь, мяч.
Работа по карточке. Каждому предлагаю карточку, дети выполняют работу.
Карточка 1
Перепишите, вставляя, где нужно, ь. Подчеркните наречия.
Упасть навзнич…, мчаться вскач..., ударить наотмаш..., уйти проч..., выйти замуж...,уж... стемнело, сплош... усыпано, стало невтерпёж..., открыть настеж....
Карточка 2
Покажите графически написание орфограмм
Нестись вскач..., зорко стереч..., хлеб горяч..., спрячьтесь в шалаш..., воздух свеж...,выйдешь из-за туч..., медленно теч...; теч..., образовавшаяся в лодке; копчёныйлещ....
После работы, ученики обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку. На доске появляются правильные ответы.
V.Подведение итогов
Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.
1. Мягкий знак после шипящих пишется:
а) у существительных женского рода 3-го склонения;
б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;
в) на конце наречий (исключение: уж, замуж, невтерпёж).
2. Мягкий знак после шипящих не пишется:
а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;
б) у существительных мужского рода;
в) у кратких прилагательных.
VI. Мотивация оценок
Сегодня на уроке мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.
И получили следующие оценки:
«5»
«4»
«3»
VII. Рефлексия.
Учитель:
Услышим
скоро мы звонок,
Пора заканчивать
урок.
Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке?
Объяснение домашнего задания из учебника.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тюхно Елена Николаевна
→ Публикатор 30.03.2024 0 431 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы