Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"; 7 класс


Мягкий знак после шипящих на конце наречий

(7 класс, урок изучения нового материала)

Цель урока: формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Задачи урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи;

  • развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, слушать, развивать умения применять полученные знания в устной и письменной речи;

  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, создание благоприятной атмосферы общения (внешняя и внутренняя психологическая готовность).

  1. Проверка домашнего задания. (Устный опрос)

- Какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Что такое наречие?

- Что вы знаете о наречиях?

- Какие бывают разряды наречий по значению?

- Как образуются степени наречий?

- Когда наречия пишутся слитно? Раздельно? Через дефис? Приведите примеры.

- Когда на конце наречий пишется о,а?

  1. Мотивационно-целевой этап

Учитель: Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и отступите две строчки для темы. Её мы выясним чуть позже.



2 Словарный диктант с объяснением орфограмм. (Один ученик работает у доски)

Жить по-новому, запомнить крепко-накрепко, поворот (с)лев... (на)прав..., уехать (на)долг..., вытереть (до)сух..., (из)редк... переписываться, перерабатывать (за)нов..., начать (с)нов...,знать мало-мальски, надеть шиворот-навыворот, идти еле-еле.

II Cоздание проблемной ситуации.

А сейчас разделите свою страничку тетради на 4 столбика.

Глагол

Краткое прилагательное

Имя существительное ж.р. м.р.

Имя существительное мн.числа



















Учитель: Я вам диктую слова, а вам необходимо распределить их по колонкам.

(1 ученик работает у доски)

Видишь , горяч , дичь , задач , сторож , хорош, спрячьте , вещь, танцуеш(?), упряж(?),смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), нож

Учащиеся объясняют правильное написание слов.

Ребята, какой вывод мы можем сделать опираясь на наши знания? Когда и в каких частях речи пишется ь после шипяших?

Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:

  1. У существительных 3-го склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.

  2. В глаголах 2-го лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределённой форме: прилечь, узнаешь, назначь.

Мягкий знак не пишется:

  1. У существительных 2-го склонения: малыш, плащ, плач.

  2. У существительных 1-го и 2-го склонения во множественном числе в родительном падеже: туч, плеч, рощ.

  3. В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.

-Молодцы! Посмотрите внимательно, какие слова не записали в табличку? Почему?

- Совершенно верно, мы не записали в таблицу наречия. Мы не знаем правила правописания наречий. Это и будет темой нашего урока, запишите ее, пожалуйста, в тетрадь. Давайте определим цели нашего урока.

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно…  (писать наречия с шипящими на конце)

III.Объяснение нового материала

Посмотрите на доске записаны слова. К какой части речи они относятся? Что мы можем сказать о их написании?

Настежь, сплошь, прочь, навзничь 

Отлично. Добавим еще одно правило в копилку наших знаний. Мягкий знак после шипящих пишется в следующих случаях:

В наречиях после шипящих на конце пишется ь навзничь, наотмашь, прочь. Но есть исключения из правил, эти наречия нужно запомнить. исключения: уж замуж невтерпёж

Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.

Молодцы ребята, закрепим наши знания.

IV. Закрепление знаний.

(Распределительный диктант): распределить словосочетания в 2 колонки (Ь пишется, Ь не пишется).

2 ученика – у доски, остальные работают в тетрадях (самопроверка).

Удалиться проч.., ударить наотмаш.., выйти замуж.., отворить настеж.., пуститься вскач.., ждать невтерпёж.., зарасти сплош.., уж.. небо осенью дышало, упасть навзнич..

Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Третий лишний».

На доске написаны

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее. А. Вскачь, настежь, уж; Б. Полночь, товарищ, молодежь; В. Отрежь, смажь, помощь;

Г. Рожь, блестишь, молчишь;Д. Из-за туч, камыш, малыш; Е. Могуч, горяч, мочь; Ж. Видишь, прочь, сплошь; З. Дочь, ночь, мяч.

Работа по карточке. Каждому предлагаю карточку, дети выполняют работу.

Карточка 1

Перепишите, вставляя, где нужно, ь. Подчеркните наречия.

Упасть навзнич…, мчаться вскач..., ударить наотмаш..., уйти проч..., выйти замуж...,уж... стемнело, сплош... усыпано, стало невтерпёж..., открыть настеж....

Карточка 2

Покажите графически написание орфограмм

Нестись вскач..., зорко стереч..., хлеб горяч..., спрячьтесь в шалаш..., воздух свеж...,выйдешь из-за туч..., медленно теч...; теч..., образовавшаяся в лодке; копчёныйлещ....

После работы, ученики обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку. На доске появляются правильные ответы.

V.Подведение итогов

Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.



1. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных женского рода 3-го склонения;

б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;

в) на конце наречий (исключение: уж, замуж, невтерпёж).



2. Мягкий знак после шипящих не пишется:

а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;

б) у существительных мужского рода;

в) у кратких прилагательных.

VI. Мотивация оценок

Сегодня на уроке мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.

И получили следующие оценки:

«5»

«4»

«3»

VII. Рефлексия.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке?

Объяснение домашнего задания из учебника.














Полный текст материала Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тюхно Елена Николаевна  Публикатор
30.03.2024 0 431 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК