Статья "Технология концентрированного обучения на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Статья
«Технология концентрированного обучения (через методику погружения в процесс изучения языкового явления или художественного материала) на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Технология концентрированного обучения, известная также как методика «погружения в процесс изучения языкового явления или художественного материала», является эффективным инструментом для глубокого и систематического изучения литературных произведений и языковых явлений на уроках русского языка и литературы. Основной идеей этой методики является полное погружение учащихся в анализ и интерпретацию текста, что способствует более глубокому пониманию и усвоению материала.
Основные принципы методики концентрированного обучения:
1. Глубокий анализ материала: Учащиеся анализируют не только содержание текста, но и его структуру, стилистические приемы, художественные особенности и контекст создания произведения.
2. Интенсивное взаимодействие с текстом: Учащиеся активно участвуют в обсуждениях, разборе текста на элементы, идентификации ключевых моментов и идей.
3. Фокус на ключевых аспектах: Основное внимание уделяется центральным темам, символам, мотивам и образам произведения, что способствует углубленному пониманию авторских намерений.
4. Использование различных методов и техник: Включает в себя чтение произведений в оригинале или в различных переводах, групповые дискуссии, анализ с помощью визуализации (графики, таблиц, картин), ролевые игры и драматизацию текста.
Примеры использования методики на уроках русского языка и литературы:
1. Анализ литературного произведения:
Предположим, урок посвящен анализу поэмы А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Учитель предлагает учащимся погружение в текст через следующие шаги:
- Чтение фрагментов произведения с последующим обсуждением ключевых сцен и персонажей.
- Изучение структуры поэмы, её жанровых особенностей и стилевых приемов (строфика, рифмовка, ритм и т.д.).
- Анализ характеров главных героев, их внутреннего мира и мотивации.
- Исследование основных тем произведения (любовь, судьба, отношения).
2. Изучение языкового явления:
На примере изучения грамматической темы, такой как употребление временных форм глаголов в русском языке, учитель может организовать следующие мероприятия:
- Изучение правил времен глаголов и их применение в контексте различных текстов.
- Анализ текстов с примерами использования временных форм.
- Проведение упражнений на закрепление материала с последующим обсуждением ошибок и сложных моментов.
- Создание коллективного проекта или презентации, демонстрирующей правильное использование временных форм.
Технология концентрированного обучения на уроках русского языка и литературы позволяет создать эффективную и увлекательную образовательную среду, способствующую глубокому пониманию и усвоению учебного материала. Использование этой методики требует от учителя гибкости в выборе подходов и методов работы с различными группами учащихся, что способствует максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям каждого ученика.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 14.07.2024 0 209 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.