Статья "Чтение с остановками и вопросы Блюма на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Статья
«Чтение с остановками и вопросы Блюма
на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Чтение с остановками и Вопросы Блюма — это методы, которые активно применяются на уроках русского языка и литературы для стимулирования глубокого анализа текстов, развития критического мышления и формирования учебной мотивации у учащихся. Эти подходы не только способствуют более глубокому пониманию литературных произведений, но и помогают развивать навыки анализа, синтеза и оценки информации.
Основные принципы чтения с остановками и Вопросов Блюма:
1. Чтение с остановками:
- Учащиеся читают текст неспеша, делая паузы для обсуждения ключевых моментов, непонятных мест и личных впечатлений.
- Цель состоит не только в прочтении текста, но и в глубоком понимании его содержания и особенностей стиля.
2. Вопросы Блюма:
- Вопросы Блюма разработаны для стимулирования критического мышления и аналитической активности учащихся.
- Включают в себя шесть уровней вопросов: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка, которые направлены на поэтапное раскрытие текста и идей автора.
Примеры использования на уроках русского языка и литературы:
1. Пример использования чтения с остановками:
На уроке анализа стихотворения А. С. Пушкина "Я вас любил", учитель может провести следующие действия:
- Учащиеся читают стихотворение по строфам, делая паузы после каждой строфы.
- После каждой остановки учитель задает вопросы: "Как вы понимаете эту строфу?", "Какие эмоции вызывает у вас эта часть текста?", "Какие образы или символы здесь используются?"
- Обсуждение ответов учащихся, объяснение неоднозначных моментов и анализ стилистических приемов, используемых в стихотворении.
2. Пример использования Вопросов Блюма:
При изучении рассказа А. П. Чехова "Каштанка", учитель может задавать следующие вопросы на разных уровнях сложности:
- На уровне знания: "Как зовут главных персонажей рассказа?", "Где происходит основное действие?"
- На уровне понимания: "Что вы думаете о поступках главных героев?", "Какова основная проблема рассказа?"
- На уровне анализа: "Какие мотивы поведения героев можно выделить?", "Каковы основные черты характера главной героини?"
- На уровне синтеза и оценки: "Какие аспекты рассказа могут быть интерпретированы по-разному?", "Какова роль животного образа в произведении?"
Чтение с остановками и Вопросы Блюма эффективно сочетаются для создания глубокой и интерактивной образовательной среды на уроках русского языка и литературы. Эти методы способствуют не только улучшению понимания учебного материала, но и развитию критического мышления, коммуникативных и аналитических навыков учащихся. Их регулярное применение помогает формировать у учеников навыки самостоятельного и глубокого анализа текстов, что является важной составляющей их академического и личностного развития.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 14.07.2024 0 195 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.