Технологическая карта урока литературы "Тема России и родного дома в лирике С.А. Есенина"; 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Технологическая карта урока литературы
"Тема России и родного дома в лирике С.А. Есенина"; 11 класс
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цель урока: исследование темы России и родного дома в лирике С.А. Есенина через использование технологии «задания поискового характера».
Ход урока:
1. Введение (5 минут)
- Приветствие учащихся.
- Объяснение цели и темы урока: изучение лирики С.А. Есенина, особенностей его поэтического мира и влияния темы России и родного дома на его творчество.
2. Актуализация знаний (10 минут)
- Краткое введение в жизнь и творчество С.А. Есенина, его место в русской литературе.
- Обсуждение предварительных представлений учащихся о поэте и его тематике.
3. Задания поискового характера (40 минут)
- Задание 1: Анализ темы России в лирике Есенина
- Учитель предоставляет учащимся тексты стихотворений «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями» и других произведений Есенина.
- Учащиеся работают в парах или малых группах, чтобы выявить образы России, используемые поэтом, и их значение в поэтическом контексте.
- Обсуждение: какие образы и символы использованы С.А. Есениным для передачи своего видения России? Какие эмоциональные и эстетические аспекты они акцентируют?
Предполагаемые ответы учеников:
- Ученик А: "В стихотворении «Русь Советская» Есенин использует образы русской природы и народа, чтобы выразить свое чувство гордости за Россию после революции."
- Ученик Б: "В «Низком доме с голубыми ставнями» родной дом символизирует утраченное детство и простоту жизни, которые Есенин ценил."
- Задание 2: Анализ родного дома в лирике Есенина
- Учитель предлагает учащимся проанализировать стихотворения «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я последний поэт деревни…» и другие произведения.
- Учащиеся ищут образы и мотивы, связанные с родным домом, сельской местностью, природой.
- Обсуждение: какова роль родного дома и природы в лирике Есенина? Какие чувства и ассоциации они вызывают у поэта и читателя?
Предполагаемые ответы учеников:
- Ученик В: "В стихотворении «Письмо матери» Есенин описывает свою родину как место, где он нашел вдохновение и покой, возврат к которому приносит ему умиротворение."
- Ученик Г: "В «Спит ковыль. Равнина дорогая…» поэт описывает связь с природой и своим родным краем, выражая свою любовь к простоте и непосредственности сельской жизни."
- Задание 3: Сравнение различных тематических аспектов в лирике Есенина
- Учитель предлагает учащимся сравнить различные стихотворения по выбранным тематическим аспектам: Россия и родной дом.
- Учащиеся анализируют, как эти темы сочетаются и переплетаются в разных произведениях.
- Обсуждение: какие общие мотивы и темы можно выделить в лирике Есенина? Как они отражают его отношение к родине и собственному прошлому?
Предполагаемые ответы учеников:
- Ученик Д: "Темы России и родного дома в лирике Есенина часто переплетаются: в стихотворении «Русь Советская» он описывает Россию как символ единства и силы, а в «Низком доме с голубыми ставнями» — родной дом как символ утраченного детства и простоты жизни."
- Ученик Е: "Эссенция Есенина о родине и родном доме сосредоточена на отражении утраченной простоты и невинности, что делает его стихотворения универсальными и вечными."
4. Обсуждение и выводы (10 минут)
- "Какие образы и символы русской природы вы нашли в стихотворениях Есенина? Как они помогают читателю понять его эмоциональное отношение к России?"
- "Какова роль родного дома в лирике С.А. Есенина? Какие чувства он вызывает у поэта и у читателя?"
- "Какие основные темы и мотивы можно выделить в лирике Есенина? Как они связаны с его личным опытом и временем, в котором он жил?"
- Обсуждение включает активное участие учеников, которые представляют свои точки зрения и аргументируют их на основе анализа текстов.
5. Заключение и домашнее задание (5 минут)
- Подведение итогов урока.
Написать эссе на тему «Тема России и родного дома в лирике С.А. Есенина», с использованием анализа выполненных заданий.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 16.07.2024 0 144 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.