Статья "Использование мультимедийных ресурсов на уроках литературы при анализе художественного текста в 11 классе"


4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»









Статья

"Использование мультимедийных ресурсов на уроках литературы

при анализе художественного текста в 11 классе"



















Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна



г. Гагарин

2024





Современное образование требует внедрения новых технологий в учебный процесс. Мультимедийные ресурсы становятся важным инструментом для преподавателей, особенно на уроках литературы, где анализ художественного текста играет ключевую роль. Применение мультимедийных технологий помогает сделать изучение литературы более увлекательным, интерактивным и продуктивным.



Зачем нужны мультимедийные ресурсы на уроках литературы?

Мультимедийные ресурсы включают в себя использование видео, аудио, интерактивных презентаций, электронных книг, онлайн-платформ для обсуждений и многого другого. Эти технологии помогают:

1. Визуализировать сложные концепции: Художественные приемы и символику можно лучше понять с помощью визуальных примеров.

2. Разнообразить методы подачи материала: Видео и аудиозаписи позволяют разнообразить лекции и сделать их более интересными.

3. Стимулировать критическое мышление и обсуждение: Онлайн-платформы и интерактивные задания способствуют активному участию учащихся в учебном процессе.

4. Углубить анализ текста: Использование мультимедийных ресурсов позволяет проводить более глубокий и детализированный анализ произведений.

Преимущества использования мультимедийных ресурсов

1. Увеличение вовлеченности учащихся: Мультимедийные технологии делают уроки более динамичными и интересными, что помогает удерживать внимание учащихся.

2. Развитие различных видов восприятия: Использование визуальных, аудио и интерактивных материалов помогает развивать различные виды восприятия информации.

3. Повышение эффективности обучения: Мультимедийные ресурсы помогают учителям представить материал более доступным и понятным образом.

4. Формирование навыков работы с современными технологиями: Использование современных технологий в учебном процессе готовит учащихся к жизни в информационном обществе.

Применение мультимедийных ресурсов на уроках литературы

1. Видеоматериалы

Видеоматериалы могут включать экранизации литературных произведений, документальные фильмы о писателях и их эпохах, интервью с авторами и литературными критиками. Например, при изучении повести А.И. Куприна "Олеся" можно использовать фрагменты экранизаций для иллюстрации ключевых сцен и анализа художественных приемов.

2. Аудиозаписи

Аудиозаписи включают чтение текста профессиональными актерами, подкасты о литературе и интервью с авторами. Это помогает учащимся лучше понять интонацию, ритм и настроение произведения. Например, прослушивание аудиозаписи повести "Олеся" может помочь учащимся глубже понять эмоциональный контекст произведения.

3. Интерактивные презентации

Презентации PowerPoint с использованием анимаций, графиков и иллюстраций могут визуализировать сложные литературные понятия. Например, презентация о художественных средствах, используемых Куприным в повести "Олеся", может включать иллюстрации метафор, символов и других приемов.

4. Электронные книги и планшеты

Электронные книги и планшеты позволяют учащимся иметь доступ к текстам и заметкам в любое время. Это особенно полезно для анализа и обсуждения текстов в классе. Учащиеся могут выделять ключевые отрывки, делать заметки и делиться ими с одноклассниками и учителем.

5. Онлайн-платформы для обсуждений

Платформы, такие как Padlet или Google Classroom, позволяют создавать виртуальные доски для обсуждений, где учащиеся могут делиться своими мыслями, комментариями и вопросами. Это стимулирует активное участие и критическое осмысление текста. Например, при анализе повести "Олеся" учащиеся могут обсуждать символику произведения, делиться своими интерпретациями и задавать вопросы друг другу.



Пример урока с использованием мультимедийных ресурсов

Рассмотрим урок литературы в 11 классе на тему "Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна 'Олеся'. Художественное мастерство писателя".

Цели урока:

1. Изучить особенности сюжета повести "Олеся".

2. Проанализировать художественное мастерство А.И. Куприна.

3. Развить критическое мышление учащихся через анализ и обсуждение текста.



Ход урока:



1. Введение в тему урока (15 минут)

- Презентация PowerPoint о повести "Олеся", краткий пересказ сюжета, характеристика персонажей и основные темы.

- Видеофрагмент экранизации повести для иллюстрации ключевых сцен.

- Обсуждение: "Какие элементы сюжета кажутся вам необычными?", "Как Куприн использует художественные средства для создания атмосферы?"

2. Анализ повести "Олеся" (20 минут)

- Разделение класса на группы для анализа различных аспектов повести.

- Использование электронной книги или планшетов для чтения текста.

- Каждая группа анализирует определенный аспект: структура сюжета, характеристики персонажей, художественные средства, тематика и мотивы.

3. Обсуждение результатов групповой работы (15 минут)

- Презентация результатов анализа каждой группы.

- Коллективное обсуждение на онлайн-платформе Padlet или Google Classroom.

- Обсуждение общих и отличительных черт в анализируемых аспектах.

4. Заключительная часть (10 минут)

- Подведение итогов урока, вопросы для рефлексии.

- Домашнее задание: Написать эссе на тему «Своеобразие сюжета и художественное мастерство А.И. Куприна в повести «Олеся»



Использование мультимедийных ресурсов на уроках литературы способствует повышению вовлеченности учащихся, развитию различных видов восприятия информации и улучшению качества обучения. Мультимедийные технологии делают процесс изучения литературы более интересным и продуктивным, что способствует формированию всесторонне развитой личности и подготовке учащихся к современному информационному обществу. Внедрение этих технологий в учебный процесс позволяет учителям более эффективно достигать образовательных целей и развивать критическое мышление учащихся.





Полный текст материала Статья "Использование мультимедийных ресурсов на уроках литературы при анализе художественного текста в 11 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
21.07.2024 0 77 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК