Технологическая карта урока литературы "Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди"; 11 класс


4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Технологическая карта урока литературы для 11 класса


«Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди («Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. )» с применением технологии интеллект-карт









Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна


г. Гагарин

2024



Цель: изучить уникальность поэтического голоса Марины Цветаевой, проанализировать её лирические произведения, используя метод интеллект-карт.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством Марины Цветаевой.

2. Проанализировать выбранные стихотворения на основе методики интеллект-карт.

3. Развивать навыки анализа поэтического текста и работы с интеллект-картами.

4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.

Оборудование: Тексты стихотворений, компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Деятельность учителя: Краткий рассказ о Марине Цветаевой, её жизни и творчестве.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.

Вопросы учителя:

- Что вам известно о Марине Цветаевой?

- Какие её стихотворения вы уже читали?

Предполагаемые ответы учеников:

- Марина Цветаева – русская поэтесса Серебряного века.

- Читали «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идёшь, на меня похожий…».

3. Целеполагание (3 минуты)

Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.

4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)

Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.

Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.

5. Работа с текстом (20 минут)

Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов стихотворений, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

Деятельность учащихся: Чтение стихотворений, выполнение заданий в группах.

Задания для групп:

- Создайте интеллект-карту для одного из стихотворений Цветаевой, выделив основные темы, образы, чувства, использованные художественные приёмы.

Предполагаемые ответы учеников (по стихотворению «Мне нравится, что вы больны не мной…»):

- Основные темы: любовь, отстранённость, взаимное непонимание.

- Образы: герой, героиня, любовь как болезнь.

- Чувства: печаль, облегчение, благодарность.

- Художественные приёмы: антитеза, повторение, риторические вопросы.

6. Обсуждение результатов (15 минут)

Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.

Вопросы учителя:

- Какие чувства и образы наиболее ярко выражены в стихотворениях Цветаевой?

- Какие художественные приёмы она использует для создания эмоционального эффекта?

Предполагаемые ответы учеников:

- Яркие чувства: тоска, любовь, одиночество.

- Образы: родина, любовь, красные книги, бабушка.

- Приёмы: метафоры, эпитеты, символы.

7. Рефлексия (10 минут)

Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о поэзии Цветаевой и методике интеллект-карт.

Вопросы учителя:

- Какое стихотворение Цветаевой вам запомнилось больше всего и почему?

- Какие открытия вы сделали, анализируя её стихи с помощью интеллект-карт?

Предполагаемые ответы учеников:

- Запомнилось «Мне нравится, что вы больны не мной…» из-за его искренности и эмоциональной силы.

- Узнали, как связаны чувства и образы в поэзии Цветаевой, и как использование интеллект-карт помогает лучше понять текст.

8. Домашнее задание (5 минут)

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Искренность лирического монолога-исповеди в поэзии Марины Цветаевой». Создать интеллект-карту для одного из стихотворений, не разобранного на уроке.



Итог урока: Ученики познакомились с поэтическим голосом Марины Цветаевой, проанализировали её стихи с помощью метода интеллект-карт, что позволило глубже понять её лирический монолог-исповедь и развить навыки анализа поэтического текста.



Полный текст материала Технологическая карта урока литературы "Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
22.07.2024 0 955 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК