Технологическая карта урока литературы "Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди"; 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса
«Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди («Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. )» с применением технологии интеллект-карт
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цель: изучить уникальность поэтического голоса Марины Цветаевой, проанализировать её лирические произведения, используя метод интеллект-карт.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством Марины Цветаевой.
2. Проанализировать выбранные стихотворения на основе методики интеллект-карт.
3. Развивать навыки анализа поэтического текста и работы с интеллект-картами.
4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.
Оборудование: Тексты стихотворений, компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Деятельность учителя: Краткий рассказ о Марине Цветаевой, её жизни и творчестве.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.
Вопросы учителя:
- Что вам известно о Марине Цветаевой?
- Какие её стихотворения вы уже читали?
Предполагаемые ответы учеников:
- Марина Цветаева – русская поэтесса Серебряного века.
- Читали «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идёшь, на меня похожий…».
3. Целеполагание (3 минуты)
Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.
4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)
Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.
Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.
5. Работа с текстом (20 минут)
Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов стихотворений, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.
Деятельность учащихся: Чтение стихотворений, выполнение заданий в группах.
Задания для групп:
- Создайте интеллект-карту для одного из стихотворений Цветаевой, выделив основные темы, образы, чувства, использованные художественные приёмы.
Предполагаемые ответы учеников (по стихотворению «Мне нравится, что вы больны не мной…»):
- Основные темы: любовь, отстранённость, взаимное непонимание.
- Образы: герой, героиня, любовь как болезнь.
- Чувства: печаль, облегчение, благодарность.
- Художественные приёмы: антитеза, повторение, риторические вопросы.
6. Обсуждение результатов (15 минут)
Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.
Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.
Вопросы учителя:
- Какие чувства и образы наиболее ярко выражены в стихотворениях Цветаевой?
- Какие художественные приёмы она использует для создания эмоционального эффекта?
Предполагаемые ответы учеников:
- Яркие чувства: тоска, любовь, одиночество.
- Образы: родина, любовь, красные книги, бабушка.
- Приёмы: метафоры, эпитеты, символы.
7. Рефлексия (10 минут)
Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.
Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о поэзии Цветаевой и методике интеллект-карт.
Вопросы учителя:
- Какое стихотворение Цветаевой вам запомнилось больше всего и почему?
- Какие открытия вы сделали, анализируя её стихи с помощью интеллект-карт?
Предполагаемые ответы учеников:
- Запомнилось «Мне нравится, что вы больны не мной…» из-за его искренности и эмоциональной силы.
- Узнали, как связаны чувства и образы в поэзии Цветаевой, и как использование интеллект-карт помогает лучше понять текст.
8. Домашнее задание (5 минут)
Домашнее задание: Написать эссе на тему «Искренность лирического монолога-исповеди в поэзии Марины Цветаевой». Создать интеллект-карту для одного из стихотворений, не разобранного на уроке.
Итог урока: Ученики познакомились с поэтическим голосом Марины Цветаевой, проанализировали её стихи с помощью метода интеллект-карт, что позволило глубже понять её лирический монолог-исповедь и развить навыки анализа поэтического текста.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 22.07.2024 0 955 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.