Технологическая карта урока литературы "Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся». Художественное мастерство писателя"; 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Технологическая карта урока литературы для 11 класса
«Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся». Художественное мастерство писателя» с применением технологии критического мышления
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цель: изучить особенности сюжета повести А.И. Куприна "Олеся", проанализировать художественные приёмы писателя, развить навыки критического мышления у учеников.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с сюжетом и композиционными особенностями повести.
2. Выявить художественные приёмы, используемые Куприным.
3. Развивать умение анализировать текст и формулировать собственное мнение.
4. Формировать навыки критического мышления и работы в группе.
Оборудование: текст повести, презентация, раздаточные материалы, маркеры, бумага для постеров.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий обзор предыдущих знаний о творчестве А.И. Куприна.
Деятельность учащихся: Ответы на вопросы учителя о биографии и других произведениях Куприна.
Вопросы учителя:
- Что вам известно о жизни и творчестве А.И. Куприна?
- Какие его произведения вы уже читали?
Предполагаемые ответы учеников:
- А.И. Куприн – русский писатель, известный своими рассказами и повестями.
- Читали "Гранатовый браслет", "Поединок".
3. Целеполагание (3 минуты)
Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.
Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.
4. Работа с текстом (20 минут)
Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстовых отрывков из повести, постановка задач для анализа.
Деятельность учащихся: Чтение отрывков, выполнение заданий в группах.
Задания для групп:
- Определите основные события сюжета повести.
- Выявите ключевые моменты развития сюжета.
- Охарактеризуйте главных героев.
Предполагаемые ответы учеников:
- Основные события: встреча Ивана Тимофеевича с Олесей, их любовь, конфликт с местным населением, расставание.
- Ключевые моменты: знакомство с Олесей, первая встреча, развитие отношений, конфликт с деревенскими жителями, прощание.
- Иван Тимофеевич – интеллигент, увлеченный этнографией; Олеся – таинственная, сильная девушка с неординарными способностями.
5. Анализ художественных приёмов (15 минут)
Деятельность учителя: Постановка вопросов для анализа художественных средств, используемых в повести.
Деятельность учащихся: Обсуждение в группах, представление результатов.
Вопросы учителя:
- Какие художественные приёмы использует Куприн для создания образа Олеси?
- Как автор описывает природу и как это влияет на восприятие сюжета?
Предполагаемые ответы учеников:
- Олеся описана с помощью метафор, сравнений, эпитетов, что подчеркивает её необычность и красоту.
- Природа изображена яркими, красочными мазками, создающими атмосферу загадочности и таинственности, что усиливает впечатление от происходящих событий.
6. Рефлексия (10 минут)
Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.
Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о повести и уроке.
Вопросы учителя:
- Какие чувства вызвала у вас повесть "Олеся"?
- Что нового вы узнали о творчестве А.И. Куприна?
- Какие приёмы критического мышления помогли вам лучше понять текст?
Предполагаемые ответы учеников:
- Повесть вызвала чувства грусти, сочувствия к героям.
- Узнали о художественных приёмах, используемых Куприным, и о значении природы в его произведениях.
- Помогли анализ текста, работа в группах, дискуссия.
7. Домашнее задание (5 минут)
Домашнее задание: Написать эссе на тему "Образ Олеси в повести А.И. Куприна и его символическое значение".
Итог урока: Ученики познакомились с особенностями сюжета повести "Олеся", проанализировали художественные приёмы Куприна и развили навыки критического мышления.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 29.07.2024 0 611 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.