Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы при анализе художественного текста в 11 классе"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Статья
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы при анализе художественного текста в 11 классе»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Современное образование требует новых подходов к обучению, которые помогут развить у учащихся не только знания, но и навыки критического мышления. Литература, как учебный предмет, предоставляет уникальные возможности для этого. Анализ художественного текста позволяет развивать критическое мышление, углублять понимание литературы и воспитывать личностные качества учащихся.
Критическое мышление: что это?
Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы. Для развития критического мышления необходимо стимулировать учащихся к активному обсуждению, анализу и интерпретации текстов, а также к выработке собственной позиции по обсуждаемым вопросам.
Почему критическое мышление важно на уроках литературы?
Литературные произведения часто содержат сложные темы, многозначные символы и различные точки зрения, что требует глубокого анализа и интерпретации. Учащиеся должны уметь не только понимать текст, но и критически оценивать его содержание, стиль и художественные приемы. Это помогает развить аналитические способности, умение аргументированно выражать свою точку зрения и принимать обоснованные решения.
Применение технологии критического мышления на уроках литературы
1. Формирование вопросов для анализа текста
Один из ключевых методов развития критического мышления — это формулирование вопросов к тексту. Учитель может предложить учащимся список вопросов для анализа художественного произведения, таких как:
- Каковы основные темы и идеи произведения?
- Какие художественные средства использует автор для передачи своих идей?
- Как изменяются персонажи на протяжении произведения?
- Какие символы и метафоры использует автор и что они обозначают?
Вопросы помогают учащимся сосредоточиться на ключевых аспектах текста и стимулируют их к более глубокому анализу.
2. Групповая работа и обсуждение
Групповая работа позволяет учащимся обмениваться мнениями и развивать критическое мышление через обсуждение. Учитель может разделить класс на группы и предложить каждой группе проанализировать определенный аспект текста. После групповой работы учащиеся представляют свои результаты и обсуждают их с классом.
Это не только развивает умение аргументировать свою точку зрения, но и учит слушать и уважать мнения других.
3. Использование мультимедийных технологий
Мультимедийные технологии, такие как интерактивные доски, электронные книги и онлайн-платформы для обсуждений, помогают сделать процесс анализа текста более увлекательным и продуктивным. Учащиеся могут создавать презентации, использовать графические организаторы для визуализации своих идей и участвовать в онлайн-дискуссиях.
Например, платформа Padlet позволяет создать виртуальную доску для коллективного обсуждения, где учащиеся могут добавлять свои мысли, комментарии и вопросы.
4. Критическое эссе
Написание критического эссе — это важный метод развития критического мышления. Учащиеся учатся формулировать свои мысли письменно, аргументировать свою позицию и делать выводы на основе анализа текста. Учитель может предложить темы эссе, которые стимулируют критическое осмысление прочитанного, например:
- "Анализ основных конфликтов в произведении"
- "Роль символики в передаче основных идей автора"
- "Сравнение характеров главных героев и их развитие"
Пример урока с использованием технологии критического мышления
Рассмотрим урок литературы в 11 классе на тему "Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна «Олеся». Художественное мастерство писателя".
Цели урока:
1. Изучить особенности сюжета повести "Олеся".
2. Проанализировать художественное мастерство А.И. Куприна.
3. Развить критическое мышление учащихся через анализ и обсуждение текста.
Ход урока:
1. Введение в тему урока (15 минут)
- Презентация о повести "Олеся", краткий пересказ сюжета, характеристика персонажей и основные темы.
- Обсуждение ключевых вопросов: "Какие элементы сюжета кажутся вам необычными?", "Как Куприн использует художественные средства для создания атмосферы?"
2. Анализ повести "Олеся" (20 минут)
- Разделение класса на группы для анализа различных аспектов повести.
- Каждая группа анализирует определенный аспект: структура сюжета, характеристики персонажей, художественные средства, тематика и мотивы.
3. Обсуждение результатов групповой работы (15 минут)
- Презентация результатов анализа каждой группы, обсуждение общих и отличительных черт в анализируемых аспектах.
- Коллективное обсуждение на онлайн-платформе Padlet или Google Classroom.
4. Заключительная часть (10 минут)
- Подведение итогов урока, вопросы для рефлексии.
- Домашнее задание: написать эссе на тему "Своеобразие сюжета и художественное мастерство А.И. Куприна в повести «Олеся».
Использование технологии критического мышления на уроках литературы способствует развитию у учащихся аналитических способностей, умения аргументированно выражать свои мысли и принимать обоснованные решения. Эти навыки не только помогают в изучении литературы, но и являются важными для успешной учебной и профессиональной деятельности. Применение современных технологий и методов обучения делает процесс изучения литературы более увлекательным и продуктивным, что способствует формированию всесторонне развитой личности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 22.07.2024 0 140 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.