Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы при анализе художественного текста в 11 классе"


3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»













Статья



«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы при анализе художественного текста в 11 классе»















Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна



г. Гагарин

2024



Современное образование требует новых подходов к обучению, которые помогут развить у учащихся не только знания, но и навыки критического мышления. Литература, как учебный предмет, предоставляет уникальные возможности для этого. Анализ художественного текста позволяет развивать критическое мышление, углублять понимание литературы и воспитывать личностные качества учащихся.

Критическое мышление: что это?

Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы. Для развития критического мышления необходимо стимулировать учащихся к активному обсуждению, анализу и интерпретации текстов, а также к выработке собственной позиции по обсуждаемым вопросам.

Почему критическое мышление важно на уроках литературы?

Литературные произведения часто содержат сложные темы, многозначные символы и различные точки зрения, что требует глубокого анализа и интерпретации. Учащиеся должны уметь не только понимать текст, но и критически оценивать его содержание, стиль и художественные приемы. Это помогает развить аналитические способности, умение аргументированно выражать свою точку зрения и принимать обоснованные решения.

Применение технологии критического мышления на уроках литературы

1. Формирование вопросов для анализа текста

Один из ключевых методов развития критического мышления — это формулирование вопросов к тексту. Учитель может предложить учащимся список вопросов для анализа художественного произведения, таких как:

- Каковы основные темы и идеи произведения?

- Какие художественные средства использует автор для передачи своих идей?

- Как изменяются персонажи на протяжении произведения?

- Какие символы и метафоры использует автор и что они обозначают?

Вопросы помогают учащимся сосредоточиться на ключевых аспектах текста и стимулируют их к более глубокому анализу.

2. Групповая работа и обсуждение

Групповая работа позволяет учащимся обмениваться мнениями и развивать критическое мышление через обсуждение. Учитель может разделить класс на группы и предложить каждой группе проанализировать определенный аспект текста. После групповой работы учащиеся представляют свои результаты и обсуждают их с классом.

Это не только развивает умение аргументировать свою точку зрения, но и учит слушать и уважать мнения других.

3. Использование мультимедийных технологий

Мультимедийные технологии, такие как интерактивные доски, электронные книги и онлайн-платформы для обсуждений, помогают сделать процесс анализа текста более увлекательным и продуктивным. Учащиеся могут создавать презентации, использовать графические организаторы для визуализации своих идей и участвовать в онлайн-дискуссиях.

Например, платформа Padlet позволяет создать виртуальную доску для коллективного обсуждения, где учащиеся могут добавлять свои мысли, комментарии и вопросы.

4. Критическое эссе

Написание критического эссе — это важный метод развития критического мышления. Учащиеся учатся формулировать свои мысли письменно, аргументировать свою позицию и делать выводы на основе анализа текста. Учитель может предложить темы эссе, которые стимулируют критическое осмысление прочитанного, например:

- "Анализ основных конфликтов в произведении"

- "Роль символики в передаче основных идей автора"

- "Сравнение характеров главных героев и их развитие"

Пример урока с использованием технологии критического мышления

Рассмотрим урок литературы в 11 классе на тему "Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна «Олеся». Художественное мастерство писателя".

Цели урока:

1. Изучить особенности сюжета повести "Олеся".

2. Проанализировать художественное мастерство А.И. Куприна.

3. Развить критическое мышление учащихся через анализ и обсуждение текста.

Ход урока:

1. Введение в тему урока (15 минут)

- Презентация о повести "Олеся", краткий пересказ сюжета, характеристика персонажей и основные темы.

- Обсуждение ключевых вопросов: "Какие элементы сюжета кажутся вам необычными?", "Как Куприн использует художественные средства для создания атмосферы?"



2. Анализ повести "Олеся" (20 минут)

- Разделение класса на группы для анализа различных аспектов повести.

- Каждая группа анализирует определенный аспект: структура сюжета, характеристики персонажей, художественные средства, тематика и мотивы.

3. Обсуждение результатов групповой работы (15 минут)

- Презентация результатов анализа каждой группы, обсуждение общих и отличительных черт в анализируемых аспектах.

- Коллективное обсуждение на онлайн-платформе Padlet или Google Classroom.

4. Заключительная часть (10 минут)

- Подведение итогов урока, вопросы для рефлексии.

- Домашнее задание: написать эссе на тему "Своеобразие сюжета и художественное мастерство А.И. Куприна в повести «Олеся».



Использование технологии критического мышления на уроках литературы способствует развитию у учащихся аналитических способностей, умения аргументированно выражать свои мысли и принимать обоснованные решения. Эти навыки не только помогают в изучении литературы, но и являются важными для успешной учебной и профессиональной деятельности. Применение современных технологий и методов обучения делает процесс изучения литературы более увлекательным и продуктивным, что способствует формированию всесторонне развитой личности.





Полный текст материала Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы при анализе художественного текста в 11 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
22.07.2024 0 140 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК