Статья "Составление структурно-логической схемы по биографии писателя (поэта, литературного деятеля) на уроках литературы"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Статья
«Составление структурно-логической схемы по биографии писателя (поэта, литературного деятеля) на уроках литературы»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Изучение биографии писателей является важным аспектом на уроках литературы, поскольку помогает лучше понять творческий путь и взаимосвязи между жизнью автора и его произведениями. Одним из эффективных инструментов для организации и систематизации информации о писателе является составление структурно-логической схемы. В этой статье рассмотрим, как использовать такую схему на уроках литературы с конкретными примерами.
Зачем использовать структурно-логическую схему?
Структурно-логическая схема позволяет:
- Организовать информацию. Структурировать ключевые факты из биографии писателя.
- Выделить важные моменты. Определить значимые этапы жизни и творчества автора.
- Установить связи. Показать взаимосвязь между биографией писателя и его произведениями.
- Облегчить понимание творческой эволюции. Помочь студентам лучше понять, как жизненные события отразились на творчестве автора.
Примеры использования структурно-логической схемы на уроках:
1. Изучение биографии Александра Пушкина
Александр Пушкин является одним из ключевых фигур в русской литературе. При изучении его биографии можно создать следующую структурно-логическую схему:
- Центральная тема: Жизненный и творческий путь Александра Пушкина.
- Этапы жизни:
- Детство и юность:
- Семейное окружение.
- Образование и первые литературные эксперименты.
- Молодость:
- Первые стихотворения и произведения.
- Путешествия и знакомства с литературными кругами.
- Зрелость:
- Период творческого расцвета (стихотворные циклы, повести).
- Личная жизнь и общественная деятельность.
- Последние годы:
- Эксперименты в жанровой сфере.
- Влияние на последующие литературные направления.
Эта схема позволяет студентам систематизировать и визуализировать ключевые этапы жизни Пушкина, а также выявить, как они отразились на его творчестве.
2. Исследование жизни и творчества Марины Цветаевой
Для более глубокого понимания сложности личности и творчества Марины Цветаевой можно использовать следующую структурно-логическую схему:
- Центральная тема: Жизнь и творческий путь Марины Цветаевой.
- Аспекты:
- Семейный фон и первые годы:
- Семья и влияние родителей.
- Образование и литературные эксперименты.
- Творческое развитие:
- Лирическая поэзия и драматургия.
- Влияние эпохи и литературного окружения.
- Эмиграция и последние годы:
- Эмиграционные впечатления.
- Переоценка творческого наследия.
Эта схема помогает студентам увидеть целостную картину жизни Цветаевой, её творческих стремлений и внутренних конфликтов.
Как использовать на практике?
- Активное взаимодействие: Попросите студентов заполнять структурно-логическую схему во время обсуждения биографии писателя на уроке.
- Групповая работа: Разделите класс на группы и попросите каждую группу создать схему для определённого аспекта жизни писателя, затем сравните их результаты.
- Использование технологий: Используйте онлайн-инструменты или программы для создания диаграмм, чтобы стимулировать интерактивное обсуждение и визуализацию.
Составление структурно-логической схемы по биографии писателя на уроках литературы не только помогает учащимся углубленно изучать жизнь и творчество автора, но и развивает их аналитические и организационные навыки. Этот метод позволяет лучше понять взаимосвязь между личностью писателя и его литературным наследием, что является важным аспектом в образовательном процессе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 03.08.2024 0 208 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.