Статья "Технологии личностно-ориентированного и предметно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Статья
«Технологии личностно-ориентированного и предметно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
В современной школьной практике всё больше внимания уделяется не только передаче знаний, но и развитию личностных качеств учеников. Это особенно актуально на уроках русского языка и литературы, где структура учебного материала позволяет успешно внедрять технологии личностно-ориентированного и предметно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личностных качеств учеников, таких как самостоятельность, ответственность, критическое мышление и эмпатия, через работу с литературными текстами и языковыми задачами.
1. Метод проектов:
- Цель: Развитие коммуникативных и исследовательских навыков учащихся.
- Пример: Ученики выбирают литературное произведение и создают мультимедийную презентацию, включающую анализ сюжета, образов, исследование исторического контекста и рецепции произведения. Например, проект по роману "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова может включать в себя исследование мифологических и религиозных аспектов, анализ культурных референций и сравнение современных интерпретаций текста.
2. Дискуссионная технология:
- Цель: Развитие аргументации и умения выражать собственное мнение.
- Пример: Обсуждение этических дилемм, представленных в литературном произведении. Например, обсуждение поведения персонажей в повести Л.Н. Толстого "Крейцерова соната" и сравнение с современными нормами этики и морали.
Предметно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы
Предметно-ориентированное обучение фокусируется на развитии предметных компетенций, таких как умение анализировать тексты, работать с языковыми структурами и выстраивать логические аргументы на основе литературных данных.
1. Анализ текста с использованием технологий:
- Цель: Развитие навыков критического восприятия текста.
- Пример: Использование цифровых ресурсов для анализа структуры и стилистики произведений. Например, с помощью онлайн-сервисов ученики могут сравнивать разные переводы стихотворений А.С. Пушкина и обсуждать, как перевод влияет на восприятие содержания и формы произведения.
2. Использование современных медиа-ресурсов:
- Цель: Развитие медиаграмотности и способности оценивать информацию.
- Пример: Создание видеообзоров литературных произведений с элементами рецензии. Ученики могут анализировать сюжет, характеры, стиль автора и подбирать музыкальное сопровождение и визуальные эффекты для передачи атмосферы произведения.
Преимущества использования технологий на уроках русского языка и литературы:
- Интерактивность и мотивация: Использование современных технологий и методик делает учебный процесс более интересным и вовлекающим для учащихся.
- Развитие критического мышления: Технологии способствуют развитию ученической самостоятельности в анализе и интерпретации текстов.
- Подготовка к современным вызовам: Учащиеся приобретают навыки работы с информацией и мультимедийными ресурсами, что полезно в современном информационном обществе.
Технологии личностно-ориентированного и предметно-ориентированного обучения активно развиваются и успешно внедряются на уроках русского языка и литературы. Они не только способствуют углублённому освоению учебного материала, но и помогают учащимся развивать личностные качества и предметные компетенции, необходимые для успешной жизни и профессиональной карьеры в будущем.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 03.08.2024 0 207 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.