Технологическая карта урока литературы "Женские судьбы в романе "Тихий Дон". Роль пейзажа в произведении"; 11 класс


6


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Технологическая карта урока литературы для 11 класса


«Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль пейзажа в произведении. Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова» с применением технологии

интеллект-карт









Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна


г. Гагарин

2024

Цель: изучить женские судьбы в романе «Тихий Дон», роль пейзажа и традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова с использованием методики интеллект-карт.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с ключевыми женскими образами в романе «Тихий Дон».

2. Проанализировать роль пейзажа в произведении и его художественные функции.

3. Рассмотреть влияние творчества Л.Н. Толстого на прозу М.А. Шолохова.

4. Развивать навыки анализа литературного текста и работы с интеллект-картами.

5. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.

Оборудование: Тексты романа «Тихий Дон», компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о романе «Тихий Дон» и его значимости в русской литературе.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.

Вопросы учителя:

- Что вы знаете о романе «Тихий Дон»?

- Какие произведения Л.Н. Толстого вам известны?

Предполагаемые ответы учеников:

- «Тихий Дон» – роман М.А. Шолохова, описывающий жизнь казаков во время революции и гражданской войны.

- Читали или слышали о произведениях «Война и мир», «Анна Каренина».

3. Целеполагание (3 минуты)

Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.

4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)

Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.

Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.

5. Женские судьбы в романе «Тихий Дон» (15 минут)

Деятельность учителя: Рассказ о ключевых женских образах в романе: Аксинье, Наталье, Дарье. Их судьбы и характеры.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.



Основные моменты:

- Аксинья Астахова: трагическая судьба, любовь к Григорию, жизненные трудности.

- Наталья Коршунова: верность, страдания, внутренний конфликт.

- Дарья Мелехова: жизнерадостность, личная трагедия.

6. Роль пейзажа в романе (10 минут)

Деятельность учителя: Рассказ о значении пейзажа в романе, его функциях и влиянии на атмосферу произведения.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.

Основные моменты:

- Пейзаж как отражение внутреннего мира героев.

- Пейзаж как символическое средство.

- Влияние природы на развитие событий.

7. Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова (10 минут)

Деятельность учителя: Рассказ о влиянии творчества Л.Н. Толстого на прозу Шолохова, сравнительный анализ.

Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.

Основные моменты:

- Эпичность и многоплановость произведений.

- Глубокий психологизм и реализм.

- Внимание к деталям быта и природы.

8. Работа с текстом романа и создание интеллект-карт (20 минут)

Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов отрывков из романа, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

Деятельность учащихся: Чтение отрывков из произведения, выполнение заданий в группах.

Задания для групп:

- Создайте интеллект-карту по одному из аспектов романа, выделив основные темы, образы, идеи, использованные художественные приёмы.

Примерные задания для групп:

- Первая группа: Женские образы в романе.

- Вторая группа: Роль пейзажа в романе.

- Третья группа: Традиции Л.Н. Толстого в прозе Шолохова.

Предполагаемые ответы учеников (по женским образам):

- Основные темы: любовь, верность, страдание, внутренний конфликт.

- Образы: Аксинья, Наталья, Дарья.

- Идеи: сила женского характера, влияние исторических событий на судьбы женщин.

- Художественные приёмы: метафоры, символы, реалистичные описания.

9. Обсуждение результатов (15 минут)

Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.

Вопросы учителя:

- Какие женские образы наиболее запомнились вам в романе «Тихий Дон»?

- Какую роль играет пейзаж в произведении?

- Какие традиции Л.Н. Толстого вы заметили в прозе Шолохова?

Предполагаемые ответы учеников:

- Запомнились образы Аксиньи и Натальи.

- Пейзаж отражает внутренний мир героев и символизирует происходящее.

- Традиции Толстого: эпичность, многоплановость, глубокий психологизм.

10. Рефлексия (10 минут)

Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о романе и методике интеллект-карт.

Вопросы учителя:

- Какое впечатление произвели на вас женские образы в романе «Тихий Дон»?

- Как роль пейзажа влияет на восприятие произведения?

- Какие открытия вы сделали, анализируя роман с помощью интеллект-карт?

Предполагаемые ответы учеников:

- Женские образы вызвали сочувствие и восхищение силой характера.

- Пейзаж помогает глубже понять эмоциональное состояние героев.

- Интеллект-карты структурировали информацию и помогли глубже понять идеи и образы произведений.

11. Домашнее задание (5 минут)

Деятельность учителя: Объяснение домашнего задания.

Деятельность учащихся: Запись домашнего задания.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Роль женщины в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Создать интеллект-карту для одного из аспектов романа, не разобранного на уроке.

Итог урока: Ученики познакомились с женскими образами в романе «Тихий Дон», ролью пейзажа и традициями Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова, проанализировали произведение с помощью метода интеллект-карт, что позволило глубже понять основные темы и образы произведения.





Полный текст материала Технологическая карта урока литературы "Женские судьбы в романе "Тихий Дон". Роль пейзажа в произведении"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
07.08.2024 0 330 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК