Конспект урока литературы "Тематика, проблематика, система образов драмы "На дне"; 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Конспект урока литературы
"Тематика, проблематика, система образов драмы "На дне";
11 класс
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цели урока:
1. Изучение ключевых тем и проблем, затронутых в драме «На дне».
2. Анализ системы образов и характеристик персонажей.
3. Оценка влияния социального контекста на формирование сюжета и образов в произведении.
Технологии мозгового штурма:
- Планшеты или компьютеры: Для использования электронных ресурсов и интерактивных приложений.
- Padlet или аналогичные приложения: Для сбора и систематизации идей учащихся.
- Электронные медиа: Для доступа к аудио- и видеофрагментам драмы, а также визуализации информации.
Ресурсы и материалы:
- Презентация с изображениями и цитатами из драмы «На дне».
- Доска или электронная доска для записи идей.
- Компьютеры или планшеты для работы с электронными ресурсами.
Ожидаемые результаты:
После урока учащиеся смогут:
- Идентифицировать ключевые темы и проблемы в драме «На дне».
- Анализировать систему образов и характеристики персонажей.
- Оценивать влияние социального контекста на создание и восприятие произведения.
Этапы урока:
1. Введение (10 минут)
- Учитель объясняет цели и задачи урока, кратко вводит в тему драмы «На дне» и её автора М. Горького.
- Вопросы для обсуждения: Что вы знаете о драме «На дне»? Какие проблемы, по вашему мнению, могут быть затронуты в этом произведении?
Примерные ответы учеников: Ученики могут упомянуть о бедности, социальной неравенстве, утрате нравственных ценностей, алкоголизме, разложении общества и моральном упадке как основных темах драмы. Они также могут высказать предположения о реалистическом изображении жизни людей на дне общества и о том, какие образы могут быть воссозданы писателем.
2. Активация предварительных знаний (15 минут)
- Мозговой штурм: Учитель предлагает учащимся записать на доске или в электронном формате ключевые аспекты драмы: темы, проблемы, характеристики персонажей.
- Обсуждение: Учащиеся делятся своими идеями и знаниями, обсуждают выдвинутые гипотезы и предположения.
Примерные ответы учеников: Ученики могут упомянуть различные социальные проблемы, такие как беспросветная бедность, деятельность общественных домов, утрата человеческих ценностей и т. д. Они также могут высказать предположения о наличии реалистической основы и гипотезы о том, как Горький представляет социальные условия того времени.
3. Основная часть (30 минут)
- Мини-лекция: Учитель проводит детализированную лекцию о драме «На дне». Лекция включает в себя следующие аспекты:
- Введение в произведение: Краткий обзор жизни и творчества М. Горького, контекст написания драмы.
- Тематика и проблематика: Обсуждение основных тем, затронутых в драме (социальная неравенство, моральный упадок, бедность и отчаяние).
- Система образов: Анализ ключевых персонажей драмы, их характеристики и роль в развитии сюжета.
- Стиль и жанр: Обсуждение стилистических особенностей драмы, влияние реализма и натурализма на создание образов и воссоздание реальности.
- Иллюстрации и примеры: В ходе лекции учитель использует визуальные материалы (слайды с изображениями персонажей, цитаты из произведения), чтобы визуализировать обсуждаемый материал и помочь учащимся лучше понять атмосферу и смысл драмы.
Учитель использует презентацию с изображениями персонажей, фрагментами текста и визуальными материалами для иллюстрации ключевых моментов лекции.
4. Групповая работа (30 минут)
- Формирование групп: Учитель делит класс на небольшие группы (по 4-5 человек).
- Задание группам: Каждая группа выбирает одного из персонажей драмы для более глубокого анализа. Группы должны исследовать характеристики персонажа, его мотивы и роль в общем конфликте драмы.
- Анализ и подготовка презентации: Группы анализируют текст и создают презентацию, включающую обсуждение образа и его значения в контексте произведения.
Пример деятельности учеников: Ученики в группах активно обсуждают и анализируют текст, ищут цитаты, иллюстрирующие характеристики персонажей и их влияние на сюжет. Они создают презентации с помощью компьютеров или планшетов и готовятся к их представлению перед классом.
5. Итоги (10 минут)
- Презентация результатов: Каждая группа представляет свою работу, объясняя выбор персонажа, его характеристики и влияние на сюжет и тему драмы.
- Дискуссия: Учитель и учащиеся обсуждают различные точки зрения на персонажей и темы, поднимаемые в драме. Сравнение мнений и обсуждение влияния социального контекста на создание произведения.
Примерные ответы учеников: Ученики представляют разнообразные аналитические подходы к изучению персонажей и обсуждают их значение в контексте общественной критики, которую представляет Горький в драме. Они активно участвуют в обсуждении и задают вопросы друг другу и учителю.
6. Заключение (5 минут)
- Рефлексия: Учитель проводит общую рефлексию урока, спрашивает учащихся о новых знаниях и впечатлениях от изучения драмы «На дне».
- Домашнее задание: написание эссе или рецензии на тему «Тематика и проблематика в драме М. Горького «На дне».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 10.08.2024 0 1010 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.