Конспект урока литературы "Тематика, проблематика, система образов драмы "На дне"; 11 класс


4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Конспект урока литературы

"Тематика, проблематика, система образов драмы "На дне";

11 класс













Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна



г. Гагарин

2024

Цели урока:

1. Изучение ключевых тем и проблем, затронутых в драме «На дне».

2. Анализ системы образов и характеристик персонажей.

3. Оценка влияния социального контекста на формирование сюжета и образов в произведении.


Технологии мозгового штурма:

- Планшеты или компьютеры: Для использования электронных ресурсов и интерактивных приложений.

- Padlet или аналогичные приложения: Для сбора и систематизации идей учащихся.

- Электронные медиа: Для доступа к аудио- и видеофрагментам драмы, а также визуализации информации.


Ресурсы и материалы:

- Презентация с изображениями и цитатами из драмы «На дне».

- Доска или электронная доска для записи идей.

- Компьютеры или планшеты для работы с электронными ресурсами.


Ожидаемые результаты:

После урока учащиеся смогут:

- Идентифицировать ключевые темы и проблемы в драме «На дне».

- Анализировать систему образов и характеристики персонажей.

- Оценивать влияние социального контекста на создание и восприятие произведения.


Этапы урока:

1. Введение (10 минут)


- Учитель объясняет цели и задачи урока, кратко вводит в тему драмы «На дне» и её автора М. Горького.

- Вопросы для обсуждения: Что вы знаете о драме «На дне»? Какие проблемы, по вашему мнению, могут быть затронуты в этом произведении?

Примерные ответы учеников: Ученики могут упомянуть о бедности, социальной неравенстве, утрате нравственных ценностей, алкоголизме, разложении общества и моральном упадке как основных темах драмы. Они также могут высказать предположения о реалистическом изображении жизни людей на дне общества и о том, какие образы могут быть воссозданы писателем.


2. Активация предварительных знаний (15 минут)

- Мозговой штурм: Учитель предлагает учащимся записать на доске или в электронном формате ключевые аспекты драмы: темы, проблемы, характеристики персонажей.

- Обсуждение: Учащиеся делятся своими идеями и знаниями, обсуждают выдвинутые гипотезы и предположения.

Примерные ответы учеников: Ученики могут упомянуть различные социальные проблемы, такие как беспросветная бедность, деятельность общественных домов, утрата человеческих ценностей и т. д. Они также могут высказать предположения о наличии реалистической основы и гипотезы о том, как Горький представляет социальные условия того времени.

3. Основная часть (30 минут)

- Мини-лекция: Учитель проводит детализированную лекцию о драме «На дне». Лекция включает в себя следующие аспекты:

- Введение в произведение: Краткий обзор жизни и творчества М. Горького, контекст написания драмы.

- Тематика и проблематика: Обсуждение основных тем, затронутых в драме (социальная неравенство, моральный упадок, бедность и отчаяние).

- Система образов: Анализ ключевых персонажей драмы, их характеристики и роль в развитии сюжета.

- Стиль и жанр: Обсуждение стилистических особенностей драмы, влияние реализма и натурализма на создание образов и воссоздание реальности.

- Иллюстрации и примеры: В ходе лекции учитель использует визуальные материалы (слайды с изображениями персонажей, цитаты из произведения), чтобы визуализировать обсуждаемый материал и помочь учащимся лучше понять атмосферу и смысл драмы.

Учитель использует презентацию с изображениями персонажей, фрагментами текста и визуальными материалами для иллюстрации ключевых моментов лекции.


4. Групповая работа (30 минут)

- Формирование групп: Учитель делит класс на небольшие группы (по 4-5 человек).

- Задание группам: Каждая группа выбирает одного из персонажей драмы для более глубокого анализа. Группы должны исследовать характеристики персонажа, его мотивы и роль в общем конфликте драмы.

- Анализ и подготовка презентации: Группы анализируют текст и создают презентацию, включающую обсуждение образа и его значения в контексте произведения.

Пример деятельности учеников: Ученики в группах активно обсуждают и анализируют текст, ищут цитаты, иллюстрирующие характеристики персонажей и их влияние на сюжет. Они создают презентации с помощью компьютеров или планшетов и готовятся к их представлению перед классом.

5. Итоги (10 минут)

- Презентация результатов: Каждая группа представляет свою работу, объясняя выбор персонажа, его характеристики и влияние на сюжет и тему драмы.

- Дискуссия: Учитель и учащиеся обсуждают различные точки зрения на персонажей и темы, поднимаемые в драме. Сравнение мнений и обсуждение влияния социального контекста на создание произведения.

Примерные ответы учеников: Ученики представляют разнообразные аналитические подходы к изучению персонажей и обсуждают их значение в контексте общественной критики, которую представляет Горький в драме. Они активно участвуют в обсуждении и задают вопросы друг другу и учителю.


6. Заключение (5 минут)

- Рефлексия: Учитель проводит общую рефлексию урока, спрашивает учащихся о новых знаниях и впечатлениях от изучения драмы «На дне».

- Домашнее задание: написание эссе или рецензии на тему «Тематика и проблематика в драме М. Горького «На дне».





Полный текст материала Конспект урока литературы "Тематика, проблематика, система образов драмы "На дне"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
10.08.2024 0 1010 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК